Словарь терминов
Агон (греч. аgon) – состязание, соперничество, соревнование или борьба; принцип агона выступил константой развития греческой культуры.
Адельфофагия (от греч. adelphos – «брат» и phagos – «пожиратель», «поедающий») – умерщвление и поедание части представителей своего собственного вида.
Аксиология (греч. аxia – «ценность», logos – «учение») – учение или форма представления о ценностях.
Артефакт (от лат. аrtefactum – «искусственно сделанное») – рукотворная вещь.
Архантропы – самые древние из гоминид, жившие во времена нижнего палеолита (каменного века), в настоящее время архантропами именуют питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека и др.
Вербальный (лат. verbalis) – словесный, выраженный устной речью.
Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить и слушать.
Визуальный (лат. visualis) – открывающийся зрительному восприятию.
Влечение – это сильная склонность к чему-либо, выступающая зачастую как неосознанная потребность. Это проявление потребности человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное с выдвижением сознательных целей.
Геноцид (от греч. genos – «род, племя» и лат. caedo – «убиваю») – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества. Преступления геноцида органически связаны с теориями, пропагандирующими расовую и национальную ненависть и нетерпимость, господство так называемых «высших» рас над «низшими».
Геобиоценозы – естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систему.
Гипертрофия (от греч. hyper – «чрез, слишком» и греч. trophe – «пища») – патологичное чрезмерное увеличение чего–либо.
Государство – основная политическая структура современных обществ, имеющая власть и силу, а также возможность распределять общественные ресурсы и средства.
Гоминиды – ископаемые человекоподобные существа.
Даосизм (от кит. 道教, пиньинь dàojiào – «путь») – вторая местная религия Китая. Даосизм основан на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. В основе даосизма лежат догматы: 1) жизнь – это иллюзия; 2) смерть – это возвращение к истинному бытию бессмертной души (дао).
Дарвинизм – разработанная Ч. Дарвином и его последователями теория эволюции органического мира на Земле путем естественного происхождения видов на основе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора.
Девиантный (от лат. deviatio) – отклоняющийся от социальной нормы образ действий или поведения.
Декаданс (от лат. decadentia – «упадок») – кризисное явление.
Депопуляция – вымирание, процессы сокращения численности проживающего на данной территории населения
Детерминировать – предопределять, обуславливать.
Детерминизм – любое учение, подчеркивающий строгую предопределенность всего происходящего каким-либо фактором (законами природы, социальной организацией и т.д).
Дивергенция (позднелат. divergentia – «расхождение») – понятие выдвинутое в теории эволюции Ч. Дарвином и обозначающее здесь расхождение признаков организмов в пределах популяции или вида, приводящее к возникновению различий между группами организмов, имеющих общих предков; в экологии – разделение одного сообщества на два в результате внешних или внутренних причин.
Доместикация – процесс одомашнивания диких животных.
Знак – минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык.
Идеал – всецело осуществленная цель стремления.
Идентичность (от позднелат. Identicus – «тождественный, одинаковый») – тождество, совпадение двух предметов или понятий. В социологии данное понятие обозначает принадлежность индивида к определенной социальной группе (например, классу, этносу, полу и т.д.).
Идентификация – процесс отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом.
Идеократия (от греч. Idea – «вид, наружность, форма» и krátos –«власть») – стиль управления государством, в основе которого – идеологическое информирование и инструктирование масс, направленное на воспитании в них симпатий определенному режиму.
Идеология (от греч. Idea – «вид, наружность, форма» и Logos – « счет, связная речь, разум») – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы определенной социальной группы или класса, в которой оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.
Изоляционизм – политика государственной замкнутости, социально-экономической обособленности.
Индивид (индивидуум) – нечто отдельное; в применении к человеческой реальности данный термин означает отдельного представителя определенного социума.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, включающее в себя как его наследственные, так и приобретенные специфические особенности.
Интериоризация – усвоение структур социальной жизни (социальных ролей, ценностей и др.) сферой психики.
Интериоризированная роль – внутреннее определение человеком своего социального положения (социального статуса), его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям.
Инверсия (лат. inversio – «переворачивание, перестановка») – процесс и результат нарушения привычного порядка и последовательности элементов, их перестановка или замена вплоть до противоположных.
Интенция (лат.intentio – «стремление») – направленностьсознания,мышленияна какой-либо предмет.
Интерес – конкретная форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание.
Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объяснение.
Интерсубьекти́вность – общность между субъектами, основное условие их взаимодействия и взаимопонимания.
Клир (от греч. kleros – «жребий») – понятие, обозначающее в христианском контексте, духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян.
Коммунизм (от лат. сommūnis – «общий») – понятие, обозначающее в марксистском контексте идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: 1) всестороннее развитие личности; 2) ликвидацию классов; 3) общественное самоуправление; 4) реализацию принципа: от каждого по способностям – каждому по потребностям.
Консерватизм (от лат. conservo – «охраняю, сохраняю») – тенденция приверженности ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке, технике, искусстве.
Космополитизм (от греч. Kosmopolítes – «космополит, гражданин мира») – идеология так называемого «мирового гражданства», проповедующая отказ от обособленности национальных традиций и культур.
Категорический императив – категория этики, введенная немецким философом эпохи Просвещения Иммануилом Кантом и обозначающая внутреннее повеление воли, закон чистой воли, которому необходимо подчиняться и следовать при совершении всякого действия. Одна из формулировок категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство».
Качество жизни (англ. quality of life, сокр. QOL; нем. Lebensqualitat, сокр. LQ) – категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека. Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, содержаниярешаемых проблем, свободы отстрессови чрезмерной озабоченности, организованностидосуга, уровняобразования, доступа к культурному наследию. Повышение качества жизни невозможно без внимания к ее нематериальным аспектам. В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека.
Корпорация – замкнутый союз лиц, групп, общностей, объединяемых общими интересами.
Капитал – стоимость, являющаяся средством для получения прибавочной стоимости. В качестве такой стоимости могут выступать деньги, собственность, знания, навыки, связи, применяемые для извлечения прибыли.
Классификация – распределение тех или иных объектов по классам в зависимости от их свойств.
Контекст – законченная в смысловом отношении часть текста, единое смысловое поле, позволяющее понимать отдельные составляющие элементы текста.
Код – совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора таких знаков, служащая для передачи, обработки и хранения информации.
Конечный автомат — математическая абстракция, позволяющая описывать пути изменения состояния объекта в зависимости от его текущего состояния и входных данных, при условии что общее возможное количество состояний конечно.
Креационизм (от лат. creare – «создавать») – общее название концепций, в рамках которых основные формы органического мира, человечество, планета Земля и мир в целом рассматриваются как созданные Богом. В рамках креационизма шесть дней творения, описанные в Библии, могут пониматься буквально, метафорически (например, как шесть млн. лет). Креационизм может допускать и постепенное творение, но, как правило, должен отвергать эволюцию и естественный отбор. Однако, существует и концепция эволюционного креационизма, рассматривающая эволюцию как орудие Творца.
Культурная память – социальный феномен, который представляет собой генерирующий, творческий механизм поддержания и воспроизводства культурных содержаний.
Либерализм – система взглядов, согласно которой социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности.
Личная идентичность – чувство тождественности «Я», сохраняющейся в личной истории, несмотря на изменения среды и индивидуальное развитие.
Массовая культура, поп-культура, масскультура – вид культуры, характеризующейся производством ценностей, рассчитанных на потребление широким слоем населения. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (так называемого мэйнстрима). Массовая культура вследствие собственной направленности на большую часть населения, предполагает стандартизированность формы и содержания собственных продуктов.
Ментор – наставник, воспитатель (от собств. имени воспитателя Телемака, сына Одиссея, в гомеровском эпосе).
Манипулирование (от лат. manipulus – «пригоршня, горсть», лат. manus – «рука») – порождаемое с помощью рекламы и других средств распространение информации, слухов для воздействия на покупателей, потребителей с целью создать желаемую ситуацию на рынке.
Маргинальность (лат. мarginalis – «находящийся на границе») – понятие, в социологии означающее промежуточность, пограничность человека между какими-либо социальными группами.
Меркантилизм (от франц. mercantilisme, от итал. mercante – «торговец, купец») – 1) ранняя теория буржуазной политической экономии, разработавшая обоснование экономической политики, отстаиваемой купцами; 2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.
Метанойя (от греч. μετάνοια – «после ума», «переосмысление») – кардинальное изменение сущности человека и его отношения к жизни. В раннехристианской традиции имеет смысловое значение покаяния, «обращения на себя».
Модернизация (от франц. moderne – «современный») – введение усовершенствований. Переход от традиционного к современному обществу.
Мотив (от лат. moveo – «двигаю») – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Народ – единое социальное целое, имеющее общую историческую судьбу, признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности.
Население – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках социальных общностей, стран, регионов или территорий.
Неоантропы – ископаемые люди современного типа.
Неомарксизм – крупное социально-философское движение ХХ столетия, переосмысляющее новый стиль социально-экономического отчуждения, характерный для развитого индустриального общества.
Норма – руководящее начало, правило, образец; средство социальной регуляции поведения индивидов и групп, стандарт поведения, регламентирующий отношения людей.
Образ жизни – совокупность устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни, типичных видов жизнедеятельности человека.
Отношение – это связь различных величин, предметов, явлений, и, одновременно, это определенный характер поведения, обращения кого-либо с чем-либо.
Отчуждение – это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
Палеоантропы – неандертальцы, гоминиды среднего и отчасти нижнего палеолита.
Палеолит (или древний каменный век) – эпоха существования ископаемого человека. Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды (керамики). Палеолит делится на древний (нижний, ранний) (1 млн. 800 тыс. – 35 тыс. лет назад) и поздний (верхний) (35-10 тыс. лет назад). Нижний палеолит – на археологические эпохи (культуры): дошелльскую (культуру галек), шелльскую культуру, ашельскую культуру и мустьерскую культуру. Многие археологи выделяют мустьерскую эпоху (100-35 тыс. лет назад) в особый период – средний палеолит.
Паттерн (от англ. рattern – «шаблон, принцип, модель») – устойчивый принцип, алгоритм любого вида активности.
Педоморфоз (от греч. páis, род. падеж paidós – «дитя» и morphé – «форма», «вид») – совокупность преобразований, происходящих с растущими организмами, появляющимися на свет в результате неотении; развитие по «детскому типу».
Постиндустриальное общество – понятие, впервые использованное американским социологом Д. Беллом в теории о переходе современного индустриального общества на качественно новую стадию развития. Представители этой теории (Г. Кан, Э. Тоффлер) считают главным фактором современного социального развития научно-технический прогресс, определяющий создание информационных технологий, формирование наукоемкого, энерго- и ресурсосберегающего, экологически чистого производства.
Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности социальные – это потребности человека, необходимые для поддержания его жизнедеятельности, а также – жизнедеятельности социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в принадлежности к какой-либо группе, в признании, во власти (доминировании, лидерстве), в заботе, одобрении и привязанности со стороны окружающих, в уважении, любви, в дисциплине, в автономии/зависимости.
Потребности статусные – потребности, направленные на получение определенного социального положения в обществе или сохранение / повышение уже имеющегося и его атрибутов (условий труда, характера досуга, уровня материального и духовного потребления).
Прагматизм (от греч. pragma – «дело, действие») – философская концепция, связывающая истинное с тем, что дает практически полезные результаты.
Прихоть – это капризное желание, причуда, которое, как правило, носит случайный и не относящийся ни к какой объективной потребности человека характер. Ее основными чертами являются энергетическая слабость и неустойчивость.
Производительные силы – система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой – преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества.
Производственные отношения – совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе общественного производства, обмена, распределения материальных благ и услуг.
Промискуитет (от лат. promiscuus – «смешанный, общий») – термин, обозначающий предполагаемую антропологами раннюю историческую стадию ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких-либо норм брака и форм семьи.
Психоделики (от греч. psyche – «душа» и delia – «иллюзия») – вещества, вызывающие психоделические состояния, для которых наряду со слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т. д. характерны галлюцинации в виде вспышек света, геометрических фигур, трансформаций окружающего; сверхчувствительность к звукам, акустические иллюзии; изменения в ощущениях собственного тела; временные и пространственные искажения («остановка» или «ускорение» времени, повторное переживание эпизодов прошлого, неправильная оценка размеров объектов, потеря перспективы, ощущение «растворения» в пространстве); эмоциональные изменения; нарушения мышления и памяти (ускорение или замедление умственных процессов, иллюзорная интерпретация событий); психомоторные расстройства.
Релятивный – относительный, не удерживающийся в определенной установленности.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к собственному объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Риталин – товарное название метилфенидата, психостимулирующего вещества по воздействию близкого к амфетамину, нормализирующего поведение больных с так называемым «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).
Семиотика (от греч. semeion – «знак») – наука о знаках, в поле зрения которой находятся естественные и искусственные языки, все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализации в природе и обществе. Границы семиотики подвижны, она является пограничной дисциплиной и объединяет различные подходы. Семиотика опирается на понятие знака как материально-идеального образования, представляющего нечто в его отсутствие, имеющего целью передачу определенного содержания и выполняющего роль посредника в культуре.
Ролевое поведение – фактическое поведение субъекта при исполнении им социальной роли.
Секуляризация – переход от общества, регулируемого преимущественно религией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных норм.
Сигнал (от лат. signum – «знак») – знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение (информацию) о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающий команды управления, указания, оповещения и т.д.
Символическое – область сознания, заряженная неосознаваемыми и бессознательными установками, глубинными личными смыслами и мотивами; универсальное средство регуляции духовно-практического опыта, позволяющее субъекту в ходе взаимодействия с реальностью обнаруживать и актуализировать смыслы целостного бытия, не объективируемые и не осознаваемые в рационально-знаковых формах.
Систематизация – процесс упорядочивания, обнаружение внутренних связей чего-либо и выделение в нем частей.
Социальная общность – совокупность индивидов, связанных определенными едиными социальными и культурными признаками (характером совместной деятельности, образом жизни, возрастом, полом, территорией проживания, языком, системой ценностей, норм).
Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Социализация личности – процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого у него формируются представление о ценностях, нормы поведения и общения, умения, установки и убеждения, жизненный стиль.
Социальная зрелость – результат социального развития, успешной социальной адаптации.
Социальная роль – выполняемая человеком функция в окружающем обществе; нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от человека, имеющего определенный социальный статус, то есть занимающего определенное место в конкретной социальной группе.
Социальная установка – готовность, предрасположенность субъекта к конкретному действию в конкретных социальных условиях.
Социальные ценности – общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.
Стимул (от лат.stimulus – изначально заостренная палка, которой погоняли крупный скот) – определенное побуждение к действию, которое по своей природе может быть материальным и духовным или их сочетанием.
Стохастический – вероятностный.
Структура – совокупность связей и отношений между частями целого или элементами системы.
Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании; при наличии стремления на первый план выдвигается динамическая сторона деятельности.
Текст (от лат. textus – «структура, сплетение, связное изложение»; texo – «ткать, сплетать») – последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связанности и цельности.
Теократия (греч. theokratia – «власть бога», от theós – «бог» и krátos – «сила, власть») – способ правления, при котором глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.
Технология – совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, а также научное описание таких методов.
Техносфера – область орудийного и машинного производства благ.
Тоталитаризм (от лат. totalis – «весь, целый, полный») – политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляется насильственными методами. При тоталитаризме сохраняющиеся демократические государственные формы и институты (парламент, выборы, референдум и др.) лишены действенности и играют роль декорации, используемой для пропагандистских целей.
Точка бифуркации (от лат. bifurcus – «раздвоенный») – термин синергетики (теории самоорганизации систем), обозначающий критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой и возникает неопределенность в отношении того, что станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности.
Традиционализм (от лат. traditio – «передача») – социально-философское направление, стремящееся сохранить культурные, социальные, исторические, религиозные и другие традиции.
Традиция (от лат. Traditio – «передача») – это содержание социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включает в себя объекты наследия (материальные и духовные ценности), процесс и механизмы социального наследования, определяющие содержание наследования (идеи, вкусы, взгляды и т.д.) как «по вертикали» – от поколения к поколению, так и «по горизонтали» – от человека к человеку, от группы к группе.
Уровень жизни (уровень благосостояния) – уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населенияи соответствующим объемом потребления, мерой, степенью удовлетворения потребностей в количественном измерении. Уровень жизни определяется в основном покупательной способностью.
Фрустрация – негативное психологическое состояние, вызванное неосуществлением какой-либо значимой цели, неудовлетворением потребности и проявляющееся в страхе, гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.
Хтоническое начало (от греч. chton – «земля, почва») – олицетворение дикой природной мощи земли или подземного царства в мифологии.
Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
Эволюционизм (от лат. evolutio – «развертывание») – общее название концепций, утверждающих, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного постепенного изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.
Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эндогамия (от греч. éndon – «внутри» и gámos – «брак») – обычай, предписывающий заключение брака в пределах определённой общественной группы: племени, касты, рода и т. д. В первобытном обществе род был экзогамен (от греч. exo – «вне», «снаружи»), племя – эндогамно.
Этология (от греч. éthos – «характер, нрав» и lógos – «счет, связная речь, разум») – научная дисциплина, изучающая, как правило, в естественных условиях поведение, способы организации сообществ и коммуникацию высших животных. Одно из направлений современной этологии – изучение некоторых инстинктивных действий и реакций человека на биологически значимые раздражители с использованием методов и подходов, апробированных при изучении поведения животных.
Эмерджентный – возникающий, восходящий, поднимающийся; в теории систем свойства системы, которые не присутствуют ни у одной из ее отдельных частей.
Элита – социальная группа, занимающая привилегированное положение в обществе.
Экзогенный (от греч. ехо – «вне, снаружи» и genos – «род, происхождение») – внешне обусловленный.
Эндогенный (от греч. endogenes – «происходящий изнутри») – внутренний, внутренне обусловленный.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Авторский коллектив:
- О г л а в л е н и е
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории
- §5.6. Социоприродные изменения человека и классификации потребностей, оценка их социальной значимости. Отношения между потребностями и проблема их систематизации
- ЧастьIv.Система потребностей и сервисная деятельность Глава 5. Теория потребностей §5.1. Потребность: основные подходы к определению потребности
- Формы потребности
- Основные научные подходы к природе потребностей
- Потребность как отношение
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Мотив как элемент структуры потребности
- Интерес как осознанный мотив потребности
- Эмоция как мотив потребности
- Методы удовлетворения потребности
- Индивидуальные психологические, физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала
- Социальные механизмы организации потребностей в архаических культурах
- Социальные механизмы организации потребностей в античности и средневековье
- Процесс «цивилизации» человеческих потребностей
- Современные следствия цивилизованности человеческих потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- Методы удовлетворения потребностей высшего уровня
- Вопросы для повторения
- Рекомендуемая литература. Основная:
- Дополнительная:
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории Основные понятия социально-психологического рассмотрения индивидуальности
- Индивидуальные психологические физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Ролевая компонента личной идентичности
- Этапы формирования индивидуальности
- Социализация как механизм индивидуализации
- Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их связь с социальной активностью
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Интенциональные классификации базовых потребностей.
- Целевые классификации потребностей
- Ценностные классификации потребностей
- Гуманистическая классификация потребностей а. Маслоу.
- Пирамида потребностей по Маслоу:
- Систематизация потребностей
- Вопросы для обсуждения и закрепления материала:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Основные духовные компоненты повседневного опыта
- Повседневность как возможность свободы
- Повседневность и идеология
- Философская аналитика повседневности
- Повседневность и сервисная деятельность
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная:
- §6.4. Преобразование потребностей в пределах общества потребления Социальные основания жизненных стилей
- Исторические формы социальности
- Механизмы формирования потребностей в обществе потребления
- Влияние урбанизма на структуру потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Рекомендуемая литература
- Специфика современных технологий потребностей
- Технологии потребностей: экономика
- Технологии потребностей: социальная сфера
- Технологии потребностей: формирование элиты.
- Технологии потребностей: предприятие и капитал.
- Технологии потребностей: проблемы перехода
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Словарь терминов
- Человек и его потребности Учебник Том II
- 191015, Г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7