logo search
Лекции МиТРСП_экзамен

Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры. В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. №120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 №154. Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество организаций различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документы определяют основные направления деятельности и устанавливают ответственность всех структур за организации профилактической работы. Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. В России сегодня – около 28 миллионов детей, в том числе более 700 тысяч беспризорных. Около 2 миллионов подростков неграмотны, а более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях. В сфере обеспечения прав ребенка в России самыми злободневными проблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность и наркомания. По данным председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, «динамика числа преступлений в отношении детей и несовершеннолетних остается тревожной. В 2008 году жертвами преступного насилия в России стали 126 тысяч детей, погибли только от преступлений 1914 детей, 2330 детей подверглись насилию, им был причинен тяжкий вред здоровью». По его словам, только за девять месяцев прошлого года было выявлено 784 случая сексуальных действий в отношении несовершеннолетних. «В прошлом году, как и ранее, в розыске находилось 12,5 тысячи детей», – добавил он. В соответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений, находящихся в их ведении.

Все взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорными и беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающей признание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, с его проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любым поведением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию. Процесс взаимодействия должен проходить поэтапно с учетом основных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка. Важнейшей задачей социально-педагогической деятельности должна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановлении утраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. А коррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только на ребенка, но и на его семью. Список литературы В.А. Озеров. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002 №20. С. 6–17. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, №26, ст. 3177. В.В. Фалько. Низкопороговый клуб, как форма работы с беспризорными детьми в учреждении дополнительного образования. Всероссийская научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений. Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования. // Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 24–26. В.В. Фалько. Социально-психологические особенности современного ребенка–беспризорника. Межрегиональная научно-практическая конференция «Уличная социальная работа: теория и практика». // Тюмень: Вектор Бук, 2004. С. 276–279. Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». Москва. 2003. 20 с. 6. Электронная версия бюллетеня // «Население и общество» Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики №369 – 370. 16 – 29 марта 2009.

Смысл социально-педагогического взаимодействия на данном этапе – в переориентировании внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру. В работе социального педагога на втором этапе из числа словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы – предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов («Права и обязанности подростка», «Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка. На эффективность и успешное завершение начального этапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога. 3. Основной этап. Длительность этапа от недели до полугода. Цель этапа – развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить своей образ жизни. Основная проблема ребенка, которую необходимо решить на этом этапе, – страх перед дальнейшим развитием отношений и последующими изменениями в его жизни. Ребенок боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется: – неуверенностью ребенка в себе, – отсутствием постоянных друзей и поддержки с их стороны, – несформированностью волевой сферы, – отсутствием целеустремлённости, направленной на будущую жизнь, – несформированностью жизненных планов. На основном этапе взаимодействие социального педагога и ребенка должно носить открытый характер. И уже здесь субъектами взаимодействия социально-педагогического процесса являются как социальный педагог, так и ребенок. Социальный педагог организует деятельность детей, проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительные изменения, происходящие в ребенке, но осуществление данного процесса, характер изменений и их динамику устанавливаетсам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назвать демократическим, т.е. признается право за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних – непопулярность и социальная отверженность ребенка в среде сверстников.

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Беспризорные – это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующие на их здоровье, утратившие постоянное место жительства. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей или опекунов и домашний очаг, но и тех, родители (или опекуны) которых лишают их пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером.

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста; выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм, а чувственные элементы половой жизни пробуждаются ранее обычных физиологических возрастных норм. У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны.

Основная причина, толкающая детей на улицу – неблагополучная обстановка в семье: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин и другие.

Направления работы: реабилитационное, профилактическое, информационно-методическое.

Реабилитационное направление осуществляет психологическое, педагогическое и медицинское обследование детей с целью более эффективного решения их проблем. Создание банка данных по посещению детьми узких специалистов, в том числе правовая и социальная поддержка; проведение реабилитационных мероприятий, разработка адресной помощи на основе данных обследования; вовлечение в реабилитационные мероприятия родителей, при необходимости других членов семьи, школы, медицинских и других заинтересованных учреждений, и содействие в дальнейшем жизнеустройстве тех, кто остался без родительского внимания.

Профилактическое направление работы с безнадзорными имеет несколько уровней: первый – работа со здоровыми (физически и психически) детьми по формированию опыта социально-одобряемого поведения в обществе, семье; второй – работа с детьми группы риска, то есть имеющими эпизоды бродяжничества, ухода из дома, из школы; третий – индивидуальная работа специалистов с детьми, имеющими серьезные трудности.

Информационно-методическое направление осуществляет повышение квалификации специалистов для работы с данной категорией детей, взаимодействие с научными, медицинскими, образовательными и правоохранительными органами в городе, организует круглые столы ежемесячно по обмену опытом с привлечением заинтересованных лиц, телевидением, средствами массовой информации, выявление и анализ типичных причин бродяжничества, безнадзорности, дезадаптации несовершеннолетних детей.

В рамках информационно-методического направления создается методическая база (публикация в профессиональных журналах, выпуск методических материалов) по основным формам и методам работы с данной категорией детей, библиотеки, аудиотеки и видеотеки для обучения специалистов других организаций работе с семьями, детьми, лекотеки развивающих игр.

Непосредственная работа с детьми, которые посещают столовую осуществляется в три этапа: подготовительный, индивидуальная или групповая работа и заключительный.

На подготовительном (1,5 месяца) этапе, целью которого является выявление индивидуальных особенностей детей, определяются причины нарушений через беседы, наблюдение, анкетирование, социологические опросы, диагностику узких специалистов (психолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога, психотерапевта, социального педагога, невропатолога, нарколога).

Непосредственная индивидуальная и групповая работа включает в себя коррекционные, формирующие, развивающие, образовательные занятия; тематические тренинговые занятия; встречи с интересными людьми; экскурсии; коллективные виды работ малыми и большими группами с привлечением родителей; подготовительные и развивающие игры; творческие вечера, встречи, конкурсы с привлечение родителей; спортивные праздники; хозяйственно-бытовой труд; организацию помощи в поиске сезонной, временной, разовой работы; семейное консультирование и терапию.

Например, в рамках такой работы, педагог-психолог проводит с безнадзорными детьми тренинговые занятия по таким темам, как: мой мир; моя семья; что такое демократия, что такое закон; права ребенка, права человека в демократическом обществе; жизнь в демократическом обществе; любовь; дружба; конфликт с родителями; жизнь без наркотиков; выбор профессии и поиск работы; жизнь и смерть; преступление и наказание.

После таких занятий у детей нормализуется эмоциональное состояние (уменьшение уровня тревожности, агрессивности, дезадаптации), появляется внутренняя мотивация на социально одобряемые формы поведения, повышается уровень информированности по правам человека, по социальным, психологическим, экономическим, бытовым вопросам, уменьшаются эпизоды ухода из дома, бродяжничества, а также изменяется в положительную сторону культура общения в среде детей и семье.

Заключительный этап предполагает отслеживание результатов через диагностику, беседы, наблюдения, выпуск методического пособия по результатам работы, подведение итогов.

Таким образом, педагогическая, социально-профилактическая, реабилитационная деятельность, проводимая специалистами социальной столовой с детьми-беспризорниками и безнадзорниками базируется на доверительном отношении к ним с применением таких принципов педагогического воздействия, как индивидуализация, рефлексия, личная ориентированность, наглядность, научность, доступность своевременность, непрерывность, преемственность, достаточность, принцип связи обучения с жизнью, переход от обучения к самообразованию, сознательность и творческая активность.

30.