Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
Кризис - это состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.
Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Вьделяют 2 типа кризисных ситуаций:
обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле;
обусловленные травмирующими событиями жизни.
Кризисные ситуации могут иметь объективный и субъективный компоненты, следствием кризисной ситуации является, как правило, нарушение равновесия личности, эмоциональные перегрузки, блокирование важнейших потребностей индивида, нарушение адаптированности личности во внешнем мире.
Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства. В попытке вновь достичь равновесия человек проходит несколько стадий:
- предпринимается попытка использовать собственные привычные методы решения проблем;
- мобилизуются ранее не использовавшиеся резервные методы преодоления;
3 - если проблема сохранилась и ее невозможно решить, продолжает нарастать напряжение, сопровождается дезорганизацией и прекращением сопротивления.
Продолжительность времени между случившимся несчастьем и выходом из кризисной ситуации широко варьируется и зависит от тяжести травмирующего события, реакции индивида, проблем, которые должны быть решены, имеющихся ре-сур со в и средств для разрешения проблемы.
При шоковом кризисе (внезапные катаклизмы в социальном окружении, например, смерть близкого, насилие и т.д.) - наблюдается сильная эмоциональная реакция, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и "чахнуть". При истощающем кризисе (развивающемся длительно, например, развод, выход на пенсию) человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но затем сопротивление ослабевает, и человек не имеет достаточных сил и ресурсов (внешних и внутренних), наступает состояние острого кризиса.
Для того чтобы социальный педагог смог эффективно помочь человеку выйти из кризисной ситуации, необходимо владеть методикой кризисного вмешательства, задача которого - смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиентов на преодоление кризиса.
Разработано большое число моделей кризисного вмешательства (Р. Рапопорт, Г. Пейрад, Л. Селби и др.), которые могут быть использованы социальным педагогом.
Одной из таких моделей является следующая:
1. Начальная фаза предполагает определение и оценку ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит (произошло). Социальный педагог cocpeдотачивается вначале на факте, событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент, затем старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту предоставляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч.
Средняя фаза сосредоточена на решении специфических проблем кризисной ситуации. Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, а также поиску возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях.
Итоговая фаза - обсуждение результатов, которые были достигнуты со времени первого посещения, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений. Если проблему можно считать решенной или клиент ощущает надежду и чувствует что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, то составляется (при необходимости) план его дальнейшей деятельности. Если на этом этапе работы участие социального педагога все еще является необходимым, определяются цели, задачи и план последующих совместных действий.
Если у клиента наблюдаются следующие признаки, то необходимо привлечение психиатра:
Длительное неуправляемое поведение;
острая чувствительность к разлуке;
полное отсутствие проявления чувств;
бессонница;
галлюцинации;
отсроченное переживание горя.
Социальному педагогу следует помнить о том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны. Основные виды кризисов, которые он не может проигнорировать, следующие:
кризисы развития;
кризисы отношений;
кризисы утрат;
морально-эстетические кризисы.
№ 25.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми