Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
Самостоятельным направлением деятельности социального педагога выступает защита прав ребенка. Особенность ее в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых специалист выполняет лишь отдельные операции.
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях - от бытового до нормативно-законодательного. Утрата несовершеннолетним родительского попечения наступает в следующих случаях: смерть родителей; лишение родительских прав; длительная болезнь родителей (подтверждается справкой за подписью трех врачей); признание родителей недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия; признание родителей судом безвестно отсутствующими; длительное пребывание родителей в командировке (более 6 месяцев); отбывание родителями фока наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление ребенка на длительное время без присмотра взрослых.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитанию в семью
Технология оформления под опеку и попечительство
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Под опекой понимают передачу несовершенно-летних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Под попечительством понимают передачу ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подопечные не вправе совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей.
Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием, предпочтение отдается близким родственникам. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества личности, способность ее к выполнению обязанностей, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, и по возможности, желание самого ребенка.
Документы, необходимые для оформления опеки (попечительства):
- заявление кандидата в опекуны (попечители) на имя главы администрации города (района) о назначении опекуном над несовершеннолетним (указывается ф.и.о., год рождения ребенка) с указанием мотивированных причин учреждения опеки;
-документальные свидетельства того, что несовершеннолетний относится к категории детей, лишившихся попечения родителей (копия свидетельства о смерти родителей, заверенная у нотариуса; выписка из решения суда о лишении родителей права на воспитание; справка о заболевании родителей и т.д.);
- акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, нуждающегося в защите, с заключением и мотивированным предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание. Этот акт составляется в произвольной форме социальным педагогом, однако в нем должны быть отражены следующие сведения:
- заключение о здоровье несовершеннолетнего;
- опись имущества, оставшегося после смерти родителей с указанием, кому оно передано на сохранность; прилагается к делу один экземпляр описи имущества с подписью лица, которому оно вручено на сохранность). Опись составляется социальным педагогом в 3 экземплярах; свидетельство (копия) о рождении ребенка;
- справка с места жительства кандидата в опекуны (попечителя) о составе его семьи и занимаемой ею жилплощади;
- согласие супруга будущего опекуна (попечителя) о приеме в свою семью подопечного;
- заключение об отсутствии у кандидата в опекуны и членов его семьи, живущих совместно с ним, болезней, препятствующих помещению в семью подопечного ребенка. Для того чтобы получить это заключение, кандидат в опекуны должен представить медицинские справки из противотуберкулезного диспансера, психоневрологического диспансера, наркологического диспансера, кожно-венерологического диспансера, заключение терапевта (заверенное у главврача). От других членов семьи - справки от терапевта; характеристика на кандидата в опекуны с места работы (заверенная); сведения о братьях, сестрах, близких родственниках кандидата в опекуны; автобиография кандидата в опекуны;
- письменное заключение органа управления образованием (по месту жительства несовершеннолетнего или кандидата в опекуны) о назначении гражданина (ф.и.о.), проживающего (адрес), опекуном (попечителем) над несовершеннолетним (ф.и.о.) и назначении опекунского пособия на подопечного ребенка, который не имеет родителей, способных его воспитывать и сод ер жать;
- если ребенок по своему возрасту и развитию (10 и более лет) в состоянии выразить свое мнение по вопросу о назначении над ним опеки данного лица, то орган управления образованием должен обязательно учитывать его мнение.
Данный акт предоставляется в отдел по образованию, копия хранится у социального педагога.
После установления опеки (попечительства) опекун приносит справку о получении пенсии подопечным из пенсионного отдела комитета социальной защиты по месту жительства.
Опека и попечительство устанавливаются постановлением администрации города (района) по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства кандидата в опекуны. Наблюдение за деятельностью опекунов осуществляется органами управления образованием с помощью социального педагога. Незаконные действия опекуна могут быть обжалованы в органах опеки и попечительства любым лицом, в том числе и подопечным. Опекуны также могут быть освобождены от своих обязанностей по личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Опекун несет ответственность за судьбу подопечного, отвечает за причиненный ему вред, обязан проживать совместно с ним. Опекунам выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и т.п. подопечным.
Органом управления образованием с помощью социальных педагогов осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются 2 раза в год следующими документами:
актом контрольного обследования условий жизни. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечных семья берется на особый контроль и посещается чаще. Копия акта контрольного обследования условий жизни и воспитания хранится у социального педагога;
справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате алиментов или пенсий по случай смерти родителей, о сохранности его имущества и жилплощади, поступлении дивидендов по акциям (1 раз в год) на его имя.
По достижении подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижении подопечным 18-летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки (попечительства) к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.
Технология оформления усыновления
Еще одной формой определения ребенка на дальнейшее воспитание является усыновление. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка осуществляет первичный учет и подготовку необходимых документов для передач и ребенка на воспитание в семью. Данный орган в течение 3 дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или учреждение для детей-сирот. В сборе и оформлении необходимых документов принимают участие социальные педагоги, которые, как правило, непосредственно контактируют с ребенком. В случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства передает документы для постановки ребенка на региональный учет.
Приемные и патронатные семьи
В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи. В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.
Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью - приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.
Технология усыновления:
Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены:
справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью: копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
копия свидетельства о заключении брака;
медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья;
паспорт гражданина РФ.
Орган опеки и попечительства (ООП) составляет акт по результатам обследования условий жизни лица, желающего взять на воспитание ребенка. На основании заявления и акта обследования условий жизни, ООП в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности стать приемными родителями. При этом должны быть взяты во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. В случае если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.
ООП представляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту нахождения. Также приемных родителей знакомят с личным делом ребенка и заключением о состоянии его здоровья.
На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (и в том числе социальный педагог) представляет в ООП следующие документы:
свидетельство о рождении;
документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью: свидетельство о смерти родителей, копию решения суда о лишении родителей прав и т.п.;
заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией;
выписку из истории развития ребенка, справку о состоянии здоровья матери в течение родов;
документов об образовании (для детей школьного возраста);
справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
документы, подтверждающие право на пенсию;
документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.
Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между ООП и приемными родителями. Договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и
образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности ООП по отношению к приемной семье, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты кровных родителей с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком и родственниками определяется ООП.
На содержание приемного ребенка родителям выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, предметов обихода и т.д., предоставляются льготы. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.
Приемные родители ведут учет в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средств предоставляются ежегодно в ООП. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми