Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, ООП, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.
Споры, возникающие при совместном проживании родителей, состоящих в официальном браке. Доля и форма участия обоих родителей в воспитании ребенка могут быть разными, но никто из родителей не имеет какого-либо преимущества по отношению к ребенку. Как правило, в орган управления образованием от одного из родителей при возникновении конфликта поступает заявление с просьбой разрешить этот конфликт и защитить права отца или матери. Для разрешения конфликта в орган управления образованием приглашаются оба родителя или один из них, чтобы обсудить сложившуюся в семье ситуацию.
Социальный педагог в школе, работая с родителями, тоже своевременно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации, адреса специалистов и т.п.).
Одна из типичных ситуаций - жестокое обращение с ребенком. Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Возможными признаками физического насилия являются:
множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретного ожога, кровоизлияния, выбитые или расшатанные зубы и т.п.);
задержка физического развития;
признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь);
пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
боязнь идти домой после школы;
одиночество, отсутствие друзей;
болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
побеги из дома, суицидальные попытки, употребление психоактивных веществ.
Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснение по этому поводу;
позднее обращение за медицинской помощью;
перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;
неадекватность реакции на тяжесть повреждений;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки.
2. Сексуальное насилие или развращение: осознаваемое или неосознаваемое вовлечение ребенка в сексуальные действия. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Возможные признаки сексуального насилия:
- характерные особенности внешнего вида ребенка;
заболевания, передающиеся половым путем;
резкие изменения веса;
замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
изменение ролевого поведения;
несоответственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;
жалобы на боли в животе;
ночные кошмары;
нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки, употребление психоактивных веществ и пр.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие, критика ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, невыполнение обещания со стороны взрослых, нарушение доверия. Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:
задержка физического и умственного развития;
наличие различных соматических заболеваний;
нервные тики, энурез, нарушение аппетита;
беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
склонность к уединению, низкая самооценка;
агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
плохая успеваемость.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к ребенку:
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
негативная характеристика ребенка;
перекладывание на ребенка ответственно ста за свои неудачи;
открытой признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость), отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения и т.д. Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений. Возможные признаки моральной жестокости:
-отставание в физическом развитии;
-повторяющиеся случаи травматизма и отравлений;
-частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- постоянный голод;
- агрессивность, и мпульсивность;
-подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка.
При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Крайней формой помощи ребенку является обращение в суд. Ребенок и сам вправе самостоятельно обратиться за защитой в ООП, а при достижении 14 лет в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в ООП. При получении таких сведений ООП обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересе в ребенка.
Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей.
Эти споры разрешаются судом, причем второй родитель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. Если отсутствует согласие между супругами, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего 10 лет. Если супругами в ходе судебного заседания ставится вопрос об определении места проживания детей, то суд до начала процесса направляет в орган управления образованием запрос о подготовке заключения по данному вопросу. Источниками сведений служат: информация, полученная из беседы с каждым родителем; сведения, поступающие от педагогов; результаты опроса соседей, сослуживцев, знающих родителей; характеристика с места работы родителей.
При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в котором находят отражение:
- дата обследования;
- данные о производившем собеседование; - по чьему заявлению;
- характер дела;
- ф.и.о., адреса сторон и детей, а также их возраст.
- сведения об истце (лице, начавшем дело): возраст, образование, профессия, занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обследования (родственные отношения, возраст, заработок родственников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;
- те же сведения об ответчике;
причины, по которым один из родителей считает невозможным пребывание ребенка у другого родителя (какие документы и доказательства пригодятся в обосновании позиции каждого);
данные об участии каждого из родителей в воспитании и содержании детей при совместном их проживании и об их взаимоотношениях с ребенком;
сведения о ребенке: занятие (посещает школу, д/с), успеваемость, участие в общественной жизни; занятия в досуговое время; режим дня и жилищно-бытовые условия; состояние здоровья;
результаты беседы с несовершеннолетним о его отношении к родителям и привязанности к каждому из них; выяснение с кем из них он хочет проживать;
опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по месту работы;
выводы и мотивированное заключение на основании материалов обследования.
Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение заведующему отделом образования, а затем в суд.
Спор о праве участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.
При поступлении в орган управления образованием заявления одного из родителей о его участии в воспитании ребенка социальный педагог проводит со вторым родителем беседу, разъясняя законодательные аспекты по этому вопросу, а при необходимости осуществляет об следование его жилищно-бытовых условий.
Если не представляется возможным мирным путем разрешить возникший спор, орган управления образованием принимает постановление, которым определяется порядок участия родителя, не проживающего с детьми, в их воспитании. Это постановление должно отражать: форму и место общения родителя с ребенком; частоту общения; продолжительность общения. Порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка устанавливается органом управления образованием с учетом конкретной обстановки и подлежит обязательному исполнению обоими родителями.
В случае, когда родителями или одним из них не выполняется постановление органа управления образованием, спор разрешается в судебном порядке. В рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, принимают участие представители ООП.
№ 44.
Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на образование
Социальный педагог может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование:
-организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией права на образование;
- продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;
-выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
-содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности;
-представлять интересы ребенка (подготовка исковых заявлений, сбор необходимых документов, обращение к специалистам и в необходимые инстанции).
В частности, достаточно сложным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми "группы риска", в отношении которых может быть принято решение о помещении их на определенный срок в закрытое учреждение. В подготовке решения, подборе необходимых документов, сопровождении несовершеннолетнего социальный педагог играет активную роль.
Для направления несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимы следующие документы: медицинские справки о состоянии здоровья, полученные от основных специалистов и справка СЭС; свидетельство о рождении, паспорт, адресный листок убытия; постановление КДН о направлении несовершеннолетнего в учреждение; постановление КДН о взимании платы с родителей; компрометирующие материалы; развернутая характеристика не совершеннолетнего; личное дело учащегося; справка об окончании класса школы или курса ПТУ; табель успеваемости за последний или текущий год; свидетельство о неполном среднем образовании; справка с места жительства о составе семьи, занимаемой жилплощади; справка с места работы родителей о заработной плате, других доходах семьи; документы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
№ 45.
Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на
охрану здоровья
Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-зашитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога-валеолога.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:
• социопсихолого - педагогическую профилактику укрепления и охрану здоровья;
• реализацию прав ребенка на охрану здоровья, закрепленных в Конвенции о правах ребенка;
• повышение общего тонуса и щадящую корректировку индивидуальных отношений личности;
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:
-профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
-гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
-способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
-умение предупреждать школьные неврозы и устранять причины, их вызывающие;
-позитивное отношение к личностному росту ребенка, целенаправленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и в отношениях с людьми;
-учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
Социальному педагогу необходимо учитывать, что, согласно Закону РФ "Об охране здоровья граждан" (1993), каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях здравоохранения.
Согласно ст. 24 данного закона, определенные права имеют и несовершеннолетние, например: право на диспансерное наблюдение и лечение; право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях; право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; право на бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности; право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Отдельно закон рассматривает права инвалидов. В частности, согласно ст. 27, инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Для ухода за детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.
В силу сложившейся в РФ ситуации, связанной с ростом числа детей, нуждающихся в психиатрической помощи и поддержке, социальный педагог должен иметь в виду, что несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет психиатрическая помощь оказывается по просьбе или согласия его законного представителя.
Можно выделить основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного нате или иные занятия, общего режима в школе и семье;
•целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
•формирование экокультуры детей;
•пропаганда, в том числе наличном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
• информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
•контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.
№ 46.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми