Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Нельзя изучать ребёнка с ограниченны-ми возможностями в отрыве от семьи, и поэто-му надо воспринимать все типы ролей и меж-личностных взаимоотношений в связи «ребё-нок -- мать -- семья» (мать -- отец, мать -- ребёнок -- инвалид, мать -- здоровый ребёнок, отец -- ребёнок-инвалид, отец -- здоровый ре-бёнок, ребёнок -- инвалид -- здоровый ребё-нок). Эта микросистема находится в постоян-ном взаимодействии с другими микросистема-ми (медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.).
Микросистема функционирует в кон-тексте экосистемы -- это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы. Значительная со-циальная, психологическая и практическая по-мощь может быть оказана семьям детей-инва-лидов группами поддержки. Такие группы мо-гут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктив-ные инициативы во властные структуры. Ассо-циации родителей детей с ограниченными воз-можностями не только имеют большое значе-ние в поддержке семьи -- они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям.
В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосред-ственно, но которые могут опосредованно ока-зывать воздействие на семью: средства массо-вой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система об-разования.
Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и полити-ческие факторы. Это и влияние широкого со-циального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смот-рят на инвалидность своего ребёнка. Это и ха-рактер, и уровень ресурсов семьи. Это и со-стояние экономики, и политическая атмосфе-ра региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимае-мых в интересах инвалидов и их семей.
Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию се-мьи, а, с другой стороны, нужно создать усло-вия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными воз-можностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстри-ровать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в се-мье может быть выработана единственно пра-вильная установка -- адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в раз-витии ребенка.
Подводя итог сказанному, можно сде-лать вывод -- инициатива реабилитации ребён-ка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль обще-ственных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима. Антонов А. И. Семья -- какая она и куда движется // Семья в России. -- 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.
Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограничен-ными возможностями и семьи -- состыковка нисходящих и восходящих программ реабили-тации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролиру-ется главным образом государством, и ориен-тирована на долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия ме-тодологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу.
Отсутствие общегосударственного под-хода в реабилитации семьи не стимулирует за-интересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инва-лидами и их родителями.
Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социаль-ных работников и представителей обществен-ных объединений. Это: превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисхо-дящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспече-ния; стимулирование усилий семьи по реаби-литации ребенка-инвалида; интеграция инва-лида и его семьи в жизнь местного сообщества.
«Обобщённый» психологический порт-рет родителей детей-инвалидов характеризует-ся выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робо-стью, подозрительностью. По своей инициати-ве родители редко вступают в контакт с незна-комыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их боль-ного ребёнка способствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше спо-собствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становится причиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейных отноше-ний, распаду семьи, а неполная семья -- это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноцен-ность, ущербность, подавляющуюся в виде пе-реживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социаль-ную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведени-ем, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального оп-ределения и его отношений с окружающими.
Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченными возможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка: возникает необходимость обеспече-ния платного ухода, медицинских консульта-ций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.
Обобщая сказанное выше, можно ут-верждать, что дефект, ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, ко-торые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком с ограни-ченными возможностями: высокий -- с актив-ным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).
Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворе-ние потребностей ребёнка в признании, в са-мостоятельности, не ограничивает его в обще-нии и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Если выбрана вторая стратегия, то ре-бёнку прививается специфический статус, ко-торый становится организующим фактором всей жизни семьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в призна-нии, любви, заботе, но существенно ограничи-вает его самостоятельность, развитие способ-ностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяют несколько особых ти-пов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль вос-питания, как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, в пре-данности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него ини-циативы, чувства ответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что ска-зывается на последующем приспособлении ре-бёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, вос-питательных возможностях, и они идут на по-воду желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопёка ведёт к возникновению выученной беспомощности». Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997
Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недо-понимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассив-ное отношение к ребёнку подчёркнутой забо-той о его здоровье и материальном благополу-чии. В этих семьях нет тесного эмоционально-го контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.
Благоприятным типом семейного вос-питания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, ко-торые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если роди-тели хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной сто-роны, они являются окружающей средой, в ко-торой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работаю-щие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются со-хранными, то есть в какой-то степени совер-шенными и лучшим образом развитыми.
Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обу-чить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицин-ских знаний и раскрыть возможности их ис-пользования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ре-бёнка-инвалида становится сама семья.
Все услуги должны быть скоординиро-ваны таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов се-мьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребен-ка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении -- забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, систе-мы социальной защиты населения. Сами роди-тели, общественные организации и объедине-ния должны воспитывать в обществе стремле-ние морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способст-вовать устранению всех препятствий, мешаю-щих успешному социальному развитию, обуче-нию, социальной адаптации и интеграции ре-бенка-инвалида. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми