logo
Лекции МиТРСП_экзамен

Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии

В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед специалистом стоит проблема - как обеспечить ее оптимальность и эффективность. Надо уметь выбрать именно ту социально-педагогическую технологию, которая в данной ситуации наиболее целесообразна, и главное, обеспечит высокую действенность ее реализации в работе с клиентом, группой.

Исследователь В.П. Беспалько высказал следующую мысль: "Любая деятель­ность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на ин­туиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчива­ется, чтобы затем все началось сначала". Действительно, ни одна социально-педагогическая технология (апробированная и адаптированная в действии) не дает гарантии успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя - социального педагога, чтобы добиться необходимого результата.

Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Выбор социально-педагогической технологии представляет собой последовательный процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения.

Позиция субъекта (социального педагога) в социально-педагогической рабо­те во многом определяется его подготовкой, социальным опытом, мотивацией.

Социально-педагогическая технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентированна на достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении определенного круга задач и предполагает конкретное содержание социально-педагогической деятельности по ее достижению.

Наиболее важной и ответственной является деятельность социального педагога на этапе выбора целевой технологии и ее практической реализации.

Особенности деятельности социального педагога на этапе выбора целевой технологии. Изучение опыта деятельности социальных педагогов по выбору целевой технологии позволило выделить в ней основные функциональные этапы. Особенности деятельности социального педагога на каждом из этапов определяются многими факторами. Среди них наиболее существенными являются:

Представим наиболее общие особенности, характерные для основных этапов профессиональной деятельности социального педагога.

Социально-педагогическая диагностика. Для социального педагога на этом этап е характерно:

• стремление как можно лучше и полнее познать индивидуальность объекта социально-педагогической работы. Социального педагога интересует, в частности, информация:

- об особенностях развития и воспитания в целом.

• Стремление определить социально-педагогические возможности среды жизнедеятельности клиента:

В каждой ситуации такая информация может быть различна.

Социально-педагогическое прогнозирование. Такая деятельность в каждом социально-педагогическом учреждении своя и в работе социального педагога индивидуальна. Ее назначение - выявить, что реально в данной ситуации можно решать на начальном этапе социально-педагогической работы с клиентом, т.е. определить прогнозируемую цель зоны ближайшего развития, педагогической реабилитации.

Прогнозирование возможного социально-педагогического развития, воспи­тания человека - один из наиболее сложных этапов деятельности социального педагога. Особенности его определяются характером социально-педагогической пробле­мы, имеющимся материалом для прогнозирования, опытом специалиста в прогнози­руемой деятельности. Результат прогнозирования в значительной степени основан, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности объекта, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социально-педагогической деятельности.

В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный пе­дагог) преимущественно пользуется наработками учреждения, в котором он работа­ет, опытом старших коллег, а также данными учебных пособий о возможностях со­циально-педагогического решения проблем человека в зависимости от его индиви­дуальных отклонений, рекомендациями. Со временем, накапливая опыт в работе, апробируя различные технологии, он приобретает собственный социально-педагогический опыт, развивает интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.

Таким опытом прогностической деятельности обладал А.С. Макаренко. В ра­боте с каждым воспитанником он старался прогнозировать его развитие и воспита­ние и, опираясь на него, направлял усилия своей воспитательной работы по форми­рованию конкретной личности - инженера, педагога, артиста и т.д.

По результатам прогностической деятельности социальный педагог делает выводы, которые включают:

В соответствии с данными прогноза возникает следующая задача- определе­ние реальной цели социально-педагогической работы и способа ее реализации по­средством целевой технологии.

Выбор целевой социально-педагогической технологии. Анализ деятельно­сти специалистов позволяет определить те сведения, которые необходимы ему для выбора наиболее оптимальной технологии для конкретной ситуации. К ним следует отнести:

Социальный педагог на основе диагностико-прогнозного материала и в соответствии с личностным пониманием своей роли в социально-педагогической работе с клиентом, знанием индивидуальности объекта, своих педагогических воз­можностей, условий предстоящей деятельности определяет цель и задачи целевой технологии.

Цель социально-педагогической технологии и процесса ее реализации показывает – к чему может стремиться социальный педагог в данной ситуации.

Задачи – это то, что ему необходимо решить для ее достижения.

Цель подразделяется на ближайшую и последующую. Ближайшая цель – это возможная зона ближайшего развития и воспитания. Она позволяет подготовиться для достижения малого, но реального и создать условия для целесообразного по­строения последующей деятельности по разработке способов достижения прогнози­руемой цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая последующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Разделение целей на ближайшую и последующие позволяет специалисту в большей степени индивидуализировать всю свою социаль­но-педагогическую работу с конкретным человеком.

Для этого специалист прибегает к социально-педагогическому моделирова­нию.

В случае если социальный педагог не может выбрать соответствующий си­туации вариант целевой технологии, ему предстоит либо корректировать имеющую­ся у него технологию, либо разрабатывать новую. С приобретением опыта формиру­ется и творческое отношение к выбору целевой технологии.

Непосредственная подготовка к реализации выбранной целевой техноло­гии. Такая подготовка включает:

Для реализации выбранной целевой технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относятся:

- сама технология с описанием ее материального, технологического, орга­низационного и методического обеспечения;

- профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии;

- подготовка объекта к реализации целевой технологии.

Особенности непосредственной подготовки к реализации целевой техноло­гии во многом определяются тем, где и кто ее осуществляет. При организации такой работы в специализированном учреждении этим занимаются специально подготовленные люди. Как правило, проводится дифференциация деятельности, и каждый специалист выполняет свой блок работы. Такой подход свидетельствует о высоком уровне специализации учреждения.

Чаще всего социальному педагогу всю непосредственную работу по подго­товке к практической деятельности приходится брать на себя. Опираясь, наличный опыт, знание объекта целевой технологии, он готовит все необходимое для ее прак­тической реализации, проверяет готовность, апробирует и приступает к практиче­ской деятельности.

Особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической технологии.

Реализация целевой технологии во многом определяется индивидуальным стилем профессиональной деятельности специалиста. Именно в индивидуальном стиле проявляется то особенное, что характерно для каждой личности профессиона­ла - искусство социально-педагогической работы. Это искусство проявляется во всем: в отношении к клиенту, к своей профессиональной деятельности, к самому се­бе, своему поведению, действиям и поступкам, в педагогической деятельности и ее результатах.

Каждый подэтап реализационной деятельности социального педагога преду­сматривает достижение определенных (планируемых) результатов, которые отли­чаются содержанием, объемом и количественно-качественными показателями. Именно ради этих результатов и проводилась вся предшествующая работа (выбор технологии и непосредственная подготовка к практической работе по ее реализа­ции).

Реализационная деятельность социального педагога включает ряд этапов, каждый из которых имеет свою частную цель и решает соответствующие задачи: последовательное выполнение заданий, мероприятий, оценка их действенности, уточнение последующей цели и задач, методики их реализации.

Важнейшей задачей социально-педагогической работы с клиентом выступает постепенное вовлечение клиента в активную самостоятельную работу над собой.

Только сам человек, втягиваясь в ту или иную целесообразную деятельность, акти­визирует свое направленное, индивидуальное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание. Поэтому основное усилие педагогической деятельности социаль­ный педагог направляет на то, чтобы превратить клиента в субъекта самосовершен­ствования. С этой целью социальный педагог, начиная работу с клиентом, помогает ему овладеть навыками ее самостоятельного выполнения и в последующем поддер­живает его, подсказывает и корректирует его работу над собой. Такая деятельность социального педагога называется социально-педагогическим патронированием.

Патронаж (от франц. - покровительство) - это система обслуживания челове­ка в определенных условиях в профилактических целях. Социально-педагогическое патронирование - это система социально-педагогической помощи и поддержки че­ловека, направленная на предупреждение осложнений, рецидивных проявлений в процессе активной работы по преодолению социально-педагогических проблем, а также на укрепление и дальнейшее развитие у него навыков социально-педагогической работы над собой.

Эффективность социально-педагогического процесса во многом зависит от деятельности социального педагога по анализу, оценке и своевременной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении. Каждый компонент деятель­ности требует оценки результативности. Действуя и одновременно анализируя, что и как сделано, каков получаемый результат, специалист определяет направленность последующей деятельности, при необходимости корректирует ее, отчего-то отказы­вается, что-то повторяет и т. д. Такой подход позволяет добиваться большей индиви­дуализации технологии социально-педагогической работы с клиентом.

Отсутствие оценки или небрежное отношение к ней часто ведет к неадекват­ности результата социально-педагогической деятельности. Социальный педагог в этом случае не может ни спрогнозировать результат, ни предусмотреть его негатив­ные последствия. Нередко в подобных ситуациях (при появлении отрицательного результата) специалист винит кого угодно, но только не себя. Оценочная деятель­ность в них сводится к минимуму, либо проводится по искаженным критериям и показателям, что и определяет их позитивное отношение к педагогически неправиль­ной работе с детьми.

Реализация социально-педагогической технологии имеет большое значение и для объекта, и для субъекта. Для объекта - это решение его социально-педагогической проблемы, для субъекта (социального педагога) - помощь в дости­жении цели. Одновременно с этим социальный педагог приобретает опыт социаль­но-педагогической деятельности в работе с данным объектом, что позволяет ему по­степенно достигать более высокого результата. Приобретенный опыт позволяет ему также переходить к более сложным целевым технологиям, добиваться совершенства в социально-педагогической работе с различными типами клиентов.

В обратном случае (при недостаточном решении стоящих перед социальным педагогом задач в процессе социально-педагогической работы с клиентом) возмож­ны несколько вариантов продолжения деятельности со стороны социального педа­гога:

а) старается добиться результата, не считаясь с интересами и индивидуаль­ными возможностями личности, что может привести к резко отрицательным по­следствиям, к ее дальнейшей деформации;

б) сваливает вину на объект, старается убедить себя и других, что в данном случае все напрасно и клиенту нужны другие меры воздействия. По существу, он формирует у объекта и его непосредственного окружения чувство безысходности, что является особенно опасным в работе специалиста. Клиент может разу вериться в возможности преодоления социально-педагогических проблем;

в) теряет уверенность в себе, всю их силах;

г) разочаровывается в профессиональной деятельности и старается при пер­вой же возможности сменить ее. В противном случае профессиональная деятель­ность социального педагога становится проблематичной, а его активность порой даже опасной для клиента.

В подобных ситуациях особенно ярко проявляются возможности профессио­нальной деформации личности самого социального педагога.

13.