logo
Лекции МиТРСП_экзамен

Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей

Развод родителей – потенциальный фактор десоциализации детей, источник других проблем. Переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирование разногласия с их мнением.

Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько распад семьи, сколько конфликтные отношения между родителями. Особенно сложная жизнь в «распадающейся» семье, где обострена конфликтная ситуация.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу выделены:

– характер взаимодействия между родителями и детьми;

– эмоциональное состояние родителей;

– ранее существовавщие проблемы детей;

– недостаток внимания к ребенку;

– внезапность развода и др.

Ситуация развода обусловливает возникновение и обострение множества проблем:

а) психолого-педагогические (усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации, формирование дефектов характера и нравственного развития, детская безнадзорность);

б) материально-бытовых (низкое материальное обеспечение).

Технология работы социального педагога по реабилитации детей в ситуации развода родителей включает следующие направления:

1) социальная диагностика (определение проблемы ребенка и поиск средств её разрешения);

2) социальная профилактика (предупреждение развода, причины психологического напряжения и дискомфорта; предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем);

3) социальное посредничество:

а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных её членов;

б) посредничество в решении социально-правовых, жилищных, бытовых сложностей;

в) в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;

4) социальное консультирование – с целью повысить качество внутрисемейное взаимодействие; в ситуации развода проводятся следующие виды консультирования:

а) социально-психологическое – с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;

б) социально-правовое – позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права;

в) педагогическое консультирование – содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитании ребенка;

г) медико-социальное – повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье, о методах его терапии;

5) социальная коррекция:

а) восстановление тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления проблемы;

б) стимулирование – активизация положительных качеств, формирование определенных ценностных ориентаций, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме;

в) исправление качеств – отрицательных на положительные.

6) социальная терапия – врачевание каких-либо социальных явлений, отношений.

Семейный Кодекс РФ: ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, на совместное проживание с родителями, на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка и др.

Сами дети могут по разному реагировать на ситуацию развода родителей:

1) шантаж (уйти из дома, не общаться с родителями и др.);

2) отклоняющееся поведение как способ объединить родителей;

3) демонстрация своих успехов, которыми родители будут гордиться и захотят жить вместе;

4) организация семейных праздников и досуга для родителей.

Можно выделить способы примирения родителей, используемых детьми.

Способы примирения

Основанные на позитиве

Основанные на негативе

Организация семейных праздников;

Рассказы о своих успехах;

Просьбы к обоим родителям решить проблемы;

Приглашение сходить вместе в гости;

Разговор с каждым из родителей о достоинстве другого

Слезы, истерики;

Нанесение себе (или попытка) физического увечья;

Угрозы (попытки) самоубийства;

Побеги из дома;

Пропуск занятий в школе;

Низкая успеваемость;

Употребление алкоголя, наркотиков

Объектами социального педагога должны быть семьи в предразводной ситуации, семьи на этапе бракоразводного процесса, семьи, которые с помощью социальных служб и специалистов сохранены, социальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с проблемой развода.

Организуя профилактическую работу, следует разделять, о каком разводе идет речь: опрометчивом или оправданном, который является оптимальным способом решения разногласий супругов.

Необходим акцент на профилактике именно неоправданных супружеских разводов. Такая профилактика может включать:

– перенос акцента в работе всех социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин;

– нейтрализация влияния «факторов риска» на стабильность семейных отношений;

– оздоровление социума; укрепление нравственного и физического здоровья семьи;

– проведение компании по борьбе с навязываемыми мнениями о нормальности разводов в обществе, по повышению престижа семьи и её ценности;

– разработка и реализация целевых программ по подготовке к семейной жизни;

– улучшение жилищных условий молодых семей;

– расширение выпуска литературы по проблемам семьи и брака;

– организация контроля за профилактической работой и её результатами.

В целях оказания реабилитационной помощи детям в семьях разведенных родителей целесообразно функционирование кризисного реабилитационного центра. В его структуре должны выделяться:

1) аппарат центра;

2) попечительский совет;

3) информационно-методический отдел (создание компьютерной базы о данных семьях, взаимодействие, обмен опытом с другими службами, разработка программы деятельности центра, реализация рекламной политики, организация исследовательской работы, разработка обучающих семинаров, выпуск методической литературы;

4) отделение диагностики (сбор информации о семье, выяснение её реабилитационного потенциала, диагностика ситуации в семье, разработка индивидуальной программы помощи, оценка эффективности проведенной работы, «телефон доверия»;

5) отделение психологической разгрузки и психокоррекции (терапия конфликтной ситуации в семье, снятие нервно-психического напряжения, повышение стрессоустойчивости, проведение психокоррекционных занятий, тренингов общения, обучение аутотренингу, содействие восстановлению разрушенных супружеских отношений, контроль за жизнедеятельностью семьи, предупреждение осложнений);

6) отделение социально-педагогической помощи (оптимизация средовой адаптации клиентов, восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, оказание социально-педагогической помощи родителям; организация совместного досуга детей и родителей; содействие встречам с ребенком отдельно проживающего родителя);

7) отделение медико-социальной реабилитации (выявление групп медико-социального риск, медико-социальный патронаж семей, оценка санитарно-бытовых условий жизни семей);

8) отделение временного пребывания (временная изоляция детей и родителей из конфликтной среды, создание условий, максимально приближенных к домашним, организация совместного досуга родителей и детей);

9) отделение социально-правовой помощи (консультирование по юридическим вопросам, представление интересов клиентов в суде, охрана прав родителей и детей, решение юридических вопросов);

10) выездные бригады специалистов (проведение обучающих семинаров, организацию мероприятий, направленных на профилактику разводов, популяризация работы центра, подготовка населения к семейной жизни, консультационная помощь родителям.

50.