Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
Развод родителей – потенциальный фактор десоциализации детей, источник других проблем. Переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирование разногласия с их мнением.
Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько распад семьи, сколько конфликтные отношения между родителями. Особенно сложная жизнь в «распадающейся» семье, где обострена конфликтная ситуация.
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу выделены:
– характер взаимодействия между родителями и детьми;
– эмоциональное состояние родителей;
– ранее существовавщие проблемы детей;
– недостаток внимания к ребенку;
– внезапность развода и др.
Ситуация развода обусловливает возникновение и обострение множества проблем:
а) психолого-педагогические (усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации, формирование дефектов характера и нравственного развития, детская безнадзорность);
б) материально-бытовых (низкое материальное обеспечение).
Технология работы социального педагога по реабилитации детей в ситуации развода родителей включает следующие направления:
1) социальная диагностика (определение проблемы ребенка и поиск средств её разрешения);
2) социальная профилактика (предупреждение развода, причины психологического напряжения и дискомфорта; предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем);
3) социальное посредничество:
а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных её членов;
б) посредничество в решении социально-правовых, жилищных, бытовых сложностей;
в) в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;
4) социальное консультирование – с целью повысить качество внутрисемейное взаимодействие; в ситуации развода проводятся следующие виды консультирования:
а) социально-психологическое – с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;
б) социально-правовое – позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права;
в) педагогическое консультирование – содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитании ребенка;
г) медико-социальное – повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье, о методах его терапии;
5) социальная коррекция:
а) восстановление тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления проблемы;
б) стимулирование – активизация положительных качеств, формирование определенных ценностных ориентаций, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме;
в) исправление качеств – отрицательных на положительные.
6) социальная терапия – врачевание каких-либо социальных явлений, отношений.
Семейный Кодекс РФ: ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, на совместное проживание с родителями, на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка и др.
Сами дети могут по разному реагировать на ситуацию развода родителей:
1) шантаж (уйти из дома, не общаться с родителями и др.);
2) отклоняющееся поведение как способ объединить родителей;
3) демонстрация своих успехов, которыми родители будут гордиться и захотят жить вместе;
4) организация семейных праздников и досуга для родителей.
Можно выделить способы примирения родителей, используемых детьми.
Способы примирения
Основанные на позитиве | Основанные на негативе |
Организация семейных праздников; Рассказы о своих успехах; Просьбы к обоим родителям решить проблемы; Приглашение сходить вместе в гости; Разговор с каждым из родителей о достоинстве другого | Слезы, истерики; Нанесение себе (или попытка) физического увечья; Угрозы (попытки) самоубийства; Побеги из дома; Пропуск занятий в школе; Низкая успеваемость; Употребление алкоголя, наркотиков |
Объектами социального педагога должны быть семьи в предразводной ситуации, семьи на этапе бракоразводного процесса, семьи, которые с помощью социальных служб и специалистов сохранены, социальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с проблемой развода.
Организуя профилактическую работу, следует разделять, о каком разводе идет речь: опрометчивом или оправданном, который является оптимальным способом решения разногласий супругов.
Необходим акцент на профилактике именно неоправданных супружеских разводов. Такая профилактика может включать:
– перенос акцента в работе всех социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин;
– нейтрализация влияния «факторов риска» на стабильность семейных отношений;
– оздоровление социума; укрепление нравственного и физического здоровья семьи;
– проведение компании по борьбе с навязываемыми мнениями о нормальности разводов в обществе, по повышению престижа семьи и её ценности;
– разработка и реализация целевых программ по подготовке к семейной жизни;
– улучшение жилищных условий молодых семей;
– расширение выпуска литературы по проблемам семьи и брака;
– организация контроля за профилактической работой и её результатами.
В целях оказания реабилитационной помощи детям в семьях разведенных родителей целесообразно функционирование кризисного реабилитационного центра. В его структуре должны выделяться:
1) аппарат центра;
2) попечительский совет;
3) информационно-методический отдел (создание компьютерной базы о данных семьях, взаимодействие, обмен опытом с другими службами, разработка программы деятельности центра, реализация рекламной политики, организация исследовательской работы, разработка обучающих семинаров, выпуск методической литературы;
4) отделение диагностики (сбор информации о семье, выяснение её реабилитационного потенциала, диагностика ситуации в семье, разработка индивидуальной программы помощи, оценка эффективности проведенной работы, «телефон доверия»;
5) отделение психологической разгрузки и психокоррекции (терапия конфликтной ситуации в семье, снятие нервно-психического напряжения, повышение стрессоустойчивости, проведение психокоррекционных занятий, тренингов общения, обучение аутотренингу, содействие восстановлению разрушенных супружеских отношений, контроль за жизнедеятельностью семьи, предупреждение осложнений);
6) отделение социально-педагогической помощи (оптимизация средовой адаптации клиентов, восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, оказание социально-педагогической помощи родителям; организация совместного досуга детей и родителей; содействие встречам с ребенком отдельно проживающего родителя);
7) отделение медико-социальной реабилитации (выявление групп медико-социального риск, медико-социальный патронаж семей, оценка санитарно-бытовых условий жизни семей);
8) отделение временного пребывания (временная изоляция детей и родителей из конфликтной среды, создание условий, максимально приближенных к домашним, организация совместного досуга родителей и детей);
9) отделение социально-правовой помощи (консультирование по юридическим вопросам, представление интересов клиентов в суде, охрана прав родителей и детей, решение юридических вопросов);
10) выездные бригады специалистов (проведение обучающих семинаров, организацию мероприятий, направленных на профилактику разводов, популяризация работы центра, подготовка населения к семейной жизни, консультационная помощь родителям.
№ 50.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми