Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
Пенитенциарный – относящийся к наказанию, преимущественно уголовному наказанию.
В последние годы подростковая преступность возросла. Среди преступлений, совершаемых подростками, значительно возросло количество умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей.
Обострилась проблема трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это способствует развитию асоциального образа жизни и приводит вновь к противоправным действиям.
Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов:
1 этап – При поступлении осужденного в колонию социальный педагог изучаются его документы, документы суда, его личность и причины отклонений в поведении. На этой основе планируется работа с осужденными, определяются формы и методы этой работы.
2 этап – является главным. Реализуется составленная программа. Оказывается помощь подопечному в адаптации к группе, предусматривается возможность конфликта с другими заключенными. Эффективность выполнения программы зависит от ряда причин:
– особенностей осужденного;
– срока пребывания в колонии;
– коллектива, в который он попал;
– воспитательных возможностей учреждения.
3 этап – Заключительный. По отбытии наказания заключенным оцениваются результаты всей работы коллектива колонии.
Задачи социально-педагогической работы с осужденными:
– помощь осужденным в преодолении кризиса в связи с нахождением под арестом;
– помощь в составлении плана организации свободного времени на период лишения свободы;
– представление интересов осужденных, исполнения посреднических функций между осужденными и администрацией;
– контроль за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, помощь в проведении профилактики заболеваний;
– предупреждение рецидивов;
– разработка предложений об улучшении положения в местах лишения свободы, содействия в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий;
– помощь в социальном развитии заключенного несовершеннолетнего, включая повышение его социальной культуры, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;
– содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, наркологии, психиатрии и др.;
– организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (инвалиды, несовершеннолетние и т.д.);
– помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, социального интереса;
– поддержание контакта между осужденным и их родственниками, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;
– подготовка осужденных к освобождению:
а) помощь в поиске родственников и налаживании утерянных связей, помощь в организации свиданий;
б) юридическая консультация осужденных об их правах и обязанностях;
в) помощь с трудоустройством и жильем;
г) предупреждение родственников освобожденного.
При освобождении должны быть выполнены следующие моменты:
1) осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, личные документы, ценные бумаги, документы об освобождении и его трудовой деятельности;
2) до истечения срока необходимо уведомить местные органы самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства осужденного о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоустройстве и имеющихся специальностях;
3) осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются деньгами или продуктами питания;
4) при отсутствии одежды, необходимой по сезону или средств на её приобретение, осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.
Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:
– она ведется внутри социальных органов с высокой степенью закрытости и изолированности;
– её объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
– социально-педагогическая работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием срока наказания, так как бывший заключенный нуждается в адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам;
– она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента».
Индивидуальный подход к работе должен учитывать следующие типы поведения подопечного:
первый тип – встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;
второй тип – твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;
третий тип – доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;
четвертый тип – «болото», поведение неопределенно;
пятый тип – нарушители порядка, не подчиняющиеся требованием администратора;
шестой тип – злостные нарушители, лидеры преступных группировок.
Основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:
– карательно-воспитательное;
– исправительно-воспитательное;
– образовательное;
– трудовое.
В системе органов внутренних дел существуют отделы по делам несовершеннолетних, центры временной изоляции.
В последние время развивается ювенальная юстиция. Это система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т.е. охватывает ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права; система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом как субъектом правонарушений, в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми