logo search
Лекции МиТРСП_экзамен

Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе

Пенитенциарный – относящийся к наказанию, преимущественно уголовному наказанию.

В последние годы подростковая преступность возросла. Среди преступлений, совершаемых подростками, значительно возросло количество умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей.

Обострилась проблема трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это способствует развитию асоциального образа жизни и приводит вновь к противоправным действиям.

Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов:

1 этап – При поступлении осужденного в колонию социальный педагог изучаются его документы, документы суда, его личность и причины отклонений в поведении. На этой основе планируется работа с осужденными, определяются формы и методы этой работы.

2 этап – является главным. Реализуется составленная программа. Оказывается помощь подопечному в адаптации к группе, предусматривается возможность конфликта с другими заключенными. Эффективность выполнения программы зависит от ряда причин:

– особенностей осужденного;

– срока пребывания в колонии;

– коллектива, в который он попал;

– воспитательных возможностей учреждения.

3 этап – Заключительный. По отбытии наказания заключенным оцениваются результаты всей работы коллектива колонии.

Задачи социально-педагогической работы с осужденными:

– помощь осужденным в преодолении кризиса в связи с нахождением под арестом;

– помощь в составлении плана организации свободного времени на период лишения свободы;

– представление интересов осужденных, исполнения посреднических функций между осужденными и администрацией;

– контроль за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, помощь в проведении профилактики заболеваний;

– предупреждение рецидивов;

– разработка предложений об улучшении положения в местах лишения свободы, содействия в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий;

– помощь в социальном развитии заключенного несовершеннолетнего, включая повышение его социальной культуры, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

– содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, наркологии, психиатрии и др.;

– организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (инвалиды, несовершеннолетние и т.д.);

– помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, социального интереса;

– поддержание контакта между осужденным и их родственниками, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

– подготовка осужденных к освобождению:

а) помощь в поиске родственников и налаживании утерянных связей, помощь в организации свиданий;

б) юридическая консультация осужденных об их правах и обязанностях;

в) помощь с трудоустройством и жильем;

г) предупреждение родственников освобожденного.

При освобождении должны быть выполнены следующие моменты:

1) осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, личные документы, ценные бумаги, документы об освобождении и его трудовой деятельности;

2) до истечения срока необходимо уведомить местные органы самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства осужденного о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоустройстве и имеющихся специальностях;

3) осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются деньгами или продуктами питания;

4) при отсутствии одежды, необходимой по сезону или средств на её приобретение, осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:

– она ведется внутри социальных органов с высокой степенью закрытости и изолированности;

– её объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

– социально-педагогическая работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием срока наказания, так как бывший заключенный нуждается в адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам;

– она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента».

Индивидуальный подход к работе должен учитывать следующие типы поведения подопечного:

первый тип – встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

второй тип – твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип – доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

четвертый тип – «болото», поведение неопределенно;

пятый тип – нарушители порядка, не подчиняющиеся требованием администратора;

шестой тип – злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

Основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

– карательно-воспитательное;

– исправительно-воспитательное;

– образовательное;

– трудовое.

В системе органов внутренних дел существуют отделы по делам несовершеннолетних, центры временной изоляции.

В последние время развивается ювенальная юстиция. Это система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т.е. охватывает ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права; система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом как субъектом правонарушений, в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.