43.Социально-защитные и реабилитационные технологии
Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя:
1) социальную адаптацию - процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых методов социального поведения, действия;
2) социально-бытовую адаптацию - процесс оптимизации режимов общественной и семейно-бытовой деятельности человека в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним индивида;
3) социально-средовую ориентацию - процесс структуризации наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функций индивида с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;
4) социально-психологическую и социально-культурную адаптацию - процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии (характеризуются по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых и/или больших группах);
5) оказание комплекса самых различных социальных услуг: социально-экономических, социально-трудовых, социально-бытовых, медико-социальных, коррекционных, социально-педагогических, социально-психологических, социально-культурных и других.
В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, самостоятельно достигая желаемых результатов в его досуге, обучении, общении, творчестве.
Социокультурные реабилитационные технологии (традиционные): библиотерапия, сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, данстерапия, театротерапия, глинотерапия, гарденотерапия, лекотерапия, туротерпия, иппотерапия, анималтерапия, кинотерапия, музеетерапия, коллекционные, анимационные, коммуникативные, проективные, игровые технологии, технологии общественной деятельности, поисково-исследовательские и другие. Инновационные реабилитационные технологии.
Многообразие средств, форм, методов и их комплексное использование – характерная черта социокультурных реабилитационных технологий.
- 1.Социально-культурная деятельность как общественное явление
- 2.Сущность современной социально-культурной деятельности
- 4.Социально-культурная деятельность как приоритетное направление государственной культурной политики
- Глава 2. Закона о культуре в Республике Беларусь» дзяржаўная палітыка, дзяржаўнае рэгуляванне і кіраванне ў галіне культуры
- 5.Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности
- 6.Культурная активность – качество личности как субъекта деятельности
- 7.Основные этапы исторического развития социально-культурной деятельности
- 8.Развитие социально-культурных движений в Великом княжестве Литовском и в Речи Посполитой
- 9. Основные тенденции развития социально - культурной деятельности в Российской империи (XVIII - пач. Хх ст.)
- 10. Социально-культурная деятельность в контексте революционных событий в начала хх ст.
- 11.Культурно-просветительская работа в советский период: общие черты и направления развития
- 12. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление
- 13.Теория социально-культурной деятельности как область научного знания
- 14.Понятие «социально-культурной деятельность», «культурно-просветительская работа»
- 15.Функции теории социально-культурной деятельности
- 16.Типология общественных потребностей в социально-культурной деятельности
- 1.2. Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
- 1.3. Потребность в социальной регуляции досуга
- 17.Типология личностных потребностей в социально-культурной деятельности
- 2.1. Потребность в оценке собственного поведения окружающими.
- 2.2. Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания.
- 2.3. С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации.
- 2.4. Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека.
- 2.5. Тесно связана с вышеуказанной, потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации.
- 18.Научный статус теории социально-культурной деятельности
- 19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности
- 20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности
- 21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
- 22.Принципы социально-культурной деятельности
- 23.Функции социально-культурной деятельности
- 24.Формы и методы социально-культурной деятельности
- 25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности
- 26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы
- 27.Типология учреждений культуры в Беларуси
- Глава 4. Закона о культуре в Республике Беларусь арганізацыі культуры
- 28.Клубные учреждения как субъект социально-культурной деятельности
- 29.Музей в пространстве социально-культурной деятельности
- 31.Концертно-зрелищные организации как субъекты социально-культурной деятельности
- 32.Выставки и галереи как центры социально-культурной деятельности
- 33.Социально-культурная деятельность кинотеатров
- 34.Сущность и классификация социально-культурных технологий
- 35.Рекреационно-оздоровительные технологии
- 36.Технологии развлекательно-игровой деятельности
- 37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
- 40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга
- 41.Технологии празднично-зрелищной деятельности
- 42.Технологии празднично-обрядовой деятельности
- Грамніцы
- Масленіца
- 43.Социально-защитные и реабилитационные технологии
- 44.Проектные технологии в сфере социально-культурной деятельности
- 45.Принцип добровольности и самодеятельности
- 46. Дифференцированный поход к различным социально-демографическим группам как основополагающий принцип скд
- 47.Принцип единства организационных и воспитательных действий в теории социально-культурной деятельности
- 48.Понятие « досуг», «досуговая деятельность», «культурно-досуговая деятельность»
- 49 Правовое обеспечение деятельности социально-культурной деятельности в Беларуси
- 50. Характеристика системы научного и информационно-методического обеспечения скд
- 51. Социально-культурная деятельности как пространство профессиональной деятельности
- 52.Культуролог-менеджер как субъект организации социально-культурной деятельности
- Список библиографических источников
- Приложение
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11