logo search
Лекции МиТРСП_экзамен

Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами

В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, инвалидов – детей и взрослых и др. Создаются службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствовуя их успешной социализации.

Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Характеристика детей с ограниченными возможностями

Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах, - «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos – сам) -состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.

Сопровождение и поддержка развития детей

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора рождают множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Следовательно сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

– диагностики существа возникшей проблемы;

– информации о путях возможного решения проблемы;

– консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

– первичной помощи при реализации плана решения.

В семье неполноценные дети

Особое внимание заслуживают методы работы социального педагога с семьей, где неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

В этой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице - трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога. Сегодня семья переживает огромные трудности, но, если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок, - это сверх тяжело. Чаще в такой семье мать работать не может. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку социальный педагог обращает внимание на родителей. Им помощь нужна не меньше, чем ребенку. Их нужно убедить искать выход из ситуации горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие.

Найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не "нормализовать" ребенка, так как неудача приведет к осложнениям.

Родителям следует общаться с другими родителями, у которых также больной ребенок, что поможет легче переносить тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

Работа с семьей, где дети-инвалиды

Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропотолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним. Составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению ("Личная гигиена", "Я в быту") и часть - к его поведению в обществе ("Я в трамвае", "Я в магазине").

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, чтобы они разбирались в вопросах экономики, планировании труда, умели содержать инструменты в надлежащем состоянии.

Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством, народными узорами на тканях, деревянных и глиняных игрушках. Привлечь ребят к росписи на тканях, дереве, глине.

Выставки работ этих ребят, их участие в праздниках, в концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого как личности.

Чтение книг, создание библиотеки развивает ребенка, расширяет его кругозор. В семье важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи.

Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, но и другая крайность, когда родители раздражаются болезнью ребенка, приводит к усугублению его болезни.

Долг родителей - успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальный педагог.

В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно обратиться к опыту лечебной педагогики А.А. Дубровского1.

Несмотря на то что в своей книге "Жемчужина России" он рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря, разработанные им методы пригодятся социальному педагогу в любых условиях. Дубровский обосновывает лечебное воздействие различных деревьев на психику детей. Это воздействие может быть разным в зависимости от формы кроны, конфигурации дерева.

На детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены щадящие, успокаивающие деревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кронами, со светлой, бледной листвой. Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, их притягивали к себе и радовали "кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол"2.

Успех лечения зависит от того, будет ли во время лечения преодолено одиночество и подавленность ребенка.

На первом этапе это доверительная беседа с ребенком, из которой воспитатель выясняет "главные желания ребенка". Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка от "ухода в болезнь" и поверить в свое выздоровление.

"Нередко, - пишет Дубровский, - причиной болезни является неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непонимание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка - вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. "Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!" - внушаем мы постоянно детям"1.

Он пишет о "труде-заботе", которым был увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, традиции всем вместе поговорить, вместе попеть, помечтать. Он пишет о "труде-радости", труде больных ребят, который вносит в их жизнь романтику.

Парк был посажен воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой заботе ребята взрослели.

Внесение романтики в жизнь больных детей также необходимо. Во время игры "Морская эскадра" ребята с приподнятым настроением выбирали названия кораблей, готовились к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживали морскую форму, изучали азбуку Морзе, историю флота, жизнь замечательных флотоводцев, героев морских сражений. Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе российского флота - все это имеет воспитывающую роль для больных ребят.

Решать эти задачи можно, по его мнению, вовлекая ребят в труд и общение.

Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога с больными детьми. Это:

Из всех проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подростка к семейной жизни.

Особенности работы социального педагога

в условиях стационара реабилитационного центра

для детей с ограниченными возможностями

Необходимость создания специализированных центров, предназначенных для реабилитации детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний, ведущих к инвалидности, продиктована потребностью предоставить этим детям и их семьям возможность проведения комплексной, реабилитации – медицинской, психологической, педагогической и социальной. Основной целью такой реабилитации является восстановление социального статуса как самого ребенка–инвалида, так и его семьи, их социальной адаптации. Особое значение имеет учет специфики конкретных заболеваний, ведущих к ограничению жизнедеятельности ребенка – именно этот фактор лежит в основе специализации реабилитационного центра. Так «Городской социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» в городе Екатеринбурге (далее – МУ ГЦР) предназначен для реабилитации детей с органическом поражением центральной нервной системы и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Реализация индивидуально ориентированной программы комплексной реабилитации предусматривает совместную деятельность в Центре как медицинских работников, так и психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования, специалистов по социальной работе и социальных педагогов. Реабилитационный курс в условиях стационара центра позволяет добиться максимального эффекта в улучшении физического и психологического состояния ребенка именно в силу комплексности реабилитационного процесса, возможности оперативного взаимодействия специалистов между собой, использовании современных, отработанных в условиях центра технологий.

Многие дети, поступающие в стационар МУ ГЦР, вследствие своего заболевания имеют такие ограничения жизнедеятельности, как сниженная мобильность (у некоторых из них она ограничена пределами квартиры, в которой проживает семья), невозможность заниматься обычными для данного возраста видами деятельности (например, при поражении верхних конечностей – невозможность самостоятельно себя обслуживать и пр.), у них возникают значительные трудности в получении образования.

Результатом этого является дезадаптация ребенка, а часто – и семьи в целом, социальные связи которой крайне ограничены. Такие дети часто лишены возможности посещать образовательные учреждения, крайне редко бывают в общественных местах, взаимодействуют только с ближайшими родственниками. Для некоторых из них курс реабилитации в условиях стационара может явиться первым выходом в социум. Социальный педагог – это именно тот специалист, деятельность которого должна способствовать успеху адаптации ребенка сначала в новом для него социальном окружении (детский коллектив, сотрудники стационара), а затем и в окружающем мире.

Программа работы социального педагога с ребенком в условиях стационара Центра должна учитывать результаты предварительного социально-педагогического обследования. Это обследование включает в себя определение социального статуса, реабилитационного потенциала, психологического климата семьи; выявляет уровень психического развития, сформированность основных социально-бытовых навыков самого ребенка. Обязательно выявляются и фиксируются основные проблемы, волнующие семью в данный момент, препятствующие процессу реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями (например, такими проблемами могут быть материальные трудности, невозможность поступления ребенка в образовательное учреждение, профессиональное самоопределение подростка и т.п.).

Все эти сведения помогают педагогу правильно поставить задачу на реабилитационный цикл по социально-педагогическому блоку, оптимальным образом составить программу социально-педагогической помощи ребенку и семье на предстоящий период.

В программу по социально-педагогическому блоку (в условиях стационара) входят два направления работы: это работа с родителями и работа с детьми. Родителям, в процессе реабилитационного цикла предоставляются индивидуальные консультации по социально-педагогическим вопросам. Это могут быть вопросы по социальным льготам и гарантиям, проблемы получения образования и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Родителям также предлагается освоить методики, в основу которых положены такие системы воспитания, как кондуктивная педагогика, Монтессори-педагогика и др.

При необходимости социальный педагог помогает родителям в вопросах взаимодействия с различными структурами, фондами, организациями (с органами здравоохранения, образования, социальной защиты; общественными и благотворительными учреждениями и т.д.), которые могут помочь семье в организации реабилитационного процесса. В этом случае педагог составляет обычно письменные обращения, ходатайства в вышеперечисленные структуры, подтверждающие необходимость помощи в решении проблем семьи и ребенка с ограниченными возможностями, с предложениями по объединению усилий различных ведомств в деле активизации реабилитационного процесса.

Второе направление, по которому ведется работа социального педагога в условиях стационара МУ ГЦР – это занятия с детьми по специальной, индивидуально ориентированной программе. Конечной целью такой программы является социально-бытовая адаптация ребенка как в кругу семьи, так и в более широком аспекте – в открытом обществе, т.е. его социализация. Педагогом при этом используются множество форм работы: индивидуальные, групповые занятия, досуговые мероприятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.

В основе социально-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, лежат как общедидактические, так и специальные принципы обучения, такие как: наглядность, доступность, индивидуальный подход, принцип практической направленности и другие. Известно, что дети с ограниченными возможностями, обладая практическим интеллектом, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, то есть к разумному действию. Этот практический интеллект по своей психологической природе отличается как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта. По мнению Л.С.Выготского, «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». В связи с этим программа социального педагога дополнительно решает задачу способствовать компенсации утраченных функций ребенка.

С дошкольниками в возрасте от 3 до 5–6 лет, а также с детьми с соответствующим этому возрасту уровнем психического развития, социальным педагогом проводятся индивидуальные занятия, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания. Работа проводится в игровой форме, используется наглядный материал. Сначала ребенок учится навыкам, используя специальные пособия, различные развивающие и обучающие игры. Затем наработанные навыки закрепляются детьми в практической жизни. Перед выходом ребенка из стационара социальный педагог выдает рекомендации родителям по закреплению полученных навыков в домашних условиях. Особенно важны такие занятия для детей со значительными ограничениями, препятствующими формированию навыков самообслуживания. В домашних условиях близкие часто окружают таких детей повышенным вниманием, стремясь выполнить за них все действия, связанные с самообслуживанием, т.к. не знают, каким образом можно обучить ребенка этим навыкам. В этом случае социальный педагог обучает не только ребенка, но и его близких.

С дошкольниками 5–6-ти лет и младшими школьниками (и, соответственно с детьми с соответствующим этому возрасту уровнем психического развития) социальный педагог проводит занятия малой группой, развивающие социально-бытовые навыки. При этом расширяются социальные связи ребенка, развиваются его коммуникативные навыки и осваиваются правила поведения в обществе.

Полученные на занятиях навыки закрепляются при проведении досуговых мероприятий (экскурсий, совместных чаепитий, прогулок и т.д.).

С младшими подростками социальный педагог проводит групповые занятия с целью привития основ культуры общения. Ребята знакомятся также с особенностями наиболее распространенных профессий. При этом они учатся взаимодействовать с людьми при выполнении ими своих служебных обязанностей (ролевые игры). Такие занятия способствуют профессиональному самоопределению детей, включая расширение понятийного аппарата, овладение некоторыми практическими навыками работы (например, продавца, библиотекаря и т.д.).

Основная направленность занятий со старшими подростками – этика семейной жизни, профилактика асоциального поведения в быту. При этом уместны беседы о вреде курения, алкоголизма, наркомании – это важно, т.к. часть ребят, пришедших в стационар, воспитываются в социально неблагополучных семьях. Часто подростки, испытывающие дефицит общения со сверстниками и в семье, готовы поддаться дурному влиянию обративших на них внимание асоциальных личностей.

Воздействие социально направленных технологий особенно эффективно, если педагога поддерживают другие специалисты Центра. Это происходит при проведении самых разнообразных реабилитационных процедур, досуговых мероприятий, в процессе которых поведение ребенка наблюдают психологи, медицинские работники. Сложные случаи, связанные с проявлениями социальной дезадаптации, обсуждаются на совместных консилиумах, разрабатываются комплексные рекомендации ребенку и семье.

В заключение хочется отметить, что успешно завершенный реабилитационный курс помогает ребенку не только в восстановлении утраченных организмом функций, но и в решении не менее важной задаче – его социализации, в нахождении способов адаптации в открытом обществе. Процесс этот длительный, и положительный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов.

29.