logo search
SKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO

24.Формы и методы социально-культурной деятельности

Форма социально-культурной деятельности – это совокупность определенных средств и методов организации деятельности личности и социальных групп населения в условиях досуга, которая обеспечивает эффективность социально-воспитательного воздействия и стимулирует развитие личности. Формы социально-культурной деятельности - утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.

В практике сложились:

- эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты, праздники и т.д.);

- стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

Форма как способ организации социально-культурной деятельности людей с целью донесения до них соответствующего содержания информации.

Форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Разнообразие форм социально-культурной деятельности.Характеристика форм с учетом охвата населения: массовые, групповые, индивидуальные;

по способу воздействия: театрализованные, игровые, иллюстрированные; 

в зависимости от содержания и видов деятельности: рекреационные, рекреационно-развлекательные, игровые информационно-коммуникативные, креативно-творческие, художественно-творческие, реабилитационные, спортивно-оздоровительные и др..

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов.

Метод как сумма приемов, используемых в деятельности социокультурного учреждения в целях развития и саморазвития личности через предметную деятельность.

Методы социально-культурной деятельности как способы педагогического воздействия на участников социально-культурного процесса с целью удовлетворения и дальнейшего развития духовных потребностей и формирования общественно ценностных качеств личности.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение;

- заражение;

- убеждение.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- упражнение;

- приучение к выполнению общественно культурных функций;

- самоорганизация;

- самоуправление;

- самообразование;

- самообслуживание;

- игра и т.д.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспектива;

- критика и самокритика.