logo search
дружинин психология семьи

А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).

В творчестве Рябушкина отчетливо проявились особенности рус­ской исторической живописи конца XIX — начала XX в., отмеченной большим интересом к наиболее исконной и самобытной допетровской Руси.

Интересно отметить, что в каталоге 2-й выставки Общества худож­ников исторической живописи, на которой впервые экспонировалась картина, она была названа «Тип купеческой семьи XVII в.». Картина дошла до нас в несколько измененном виде. Первоначально старшая дочь была изображена невестой в фате, затем художник частично пе­реписал ее фигуру,

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена полная семья, состоящая из пяти человек: купца, его жены и троих детей.

2. Пространственное расположение фигур на картине

  1. Ближний/дальний план. Центр композиции В центре композиции — глава семейства (отец).

  2. Расстояние между членами семьи

Супруги расположены рядом друг с другом. Мать и старшая дочь находятся по разные стороны от отца и равноудалены от него. Млад­ший ребенок находится на руках у матери. Средняя дочь расположена рядом с матерью слева от нее, она ближе к матери, чем к отцу.

  1. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

  2. Взаимная ориентация фигур

  3. Ориентация фигур относительно зрителя Фигуры всех членов семьи ориентированы на зрителя.

  4. Наличие изолянтов

2.7. Деление членов семьи на группы Семья представляет собой единую группу.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

По высоте остальных персонажей превосходит старшая дочь, далее в порядке убывания по высоте следуют средняя дочь, мать, отец, млад­ший ребенок. По объему фигура отца наиболее крупная.

  1. Пропорции

  2. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Все члены семьи изображены торжественно неподвижными, с не­выразительными лицами, слоено позируют перед объективом.

4. Вид изображения

  1. На фоне пейзажа, в интерьере

  2. Статическое изображение

5. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон трудно определить, так как лица персонажей достаточно невыразительны.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие

Заключение. Эта картина отражает типичные семейные отношения в купеческих семьях, истоки которых — в языческой и православной культурной традициях. Характерно, что в портретах купеческих се­мей нигде не отражены связи между отцом и детьми (дети всегда отда­лены от отца).