Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Двоеверие — так можно обозначить систему религиозного мировоззрения россиян.
Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру и к семье. «По древнерусскому праву, дочери не получали наследства, и общество было заинтересовано в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей...»Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до XX в.
Но права были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен, бывало, и пропивали их. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью1
2.
Как правило, жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом. Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену.
Вместе с тем, мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества. Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце XVI в.
Православный Символ веры обязывает верить в единого Бога, который всегда и повсеместно выступает в трех лицах. Но акценты в православном вероисповедании по сравнению с католическим иные.
Основные догматические предписания в православном культе относятся к почитанию Иисуса Христа. Важнейшие из догматов: догмат боговоплощения и догмат искупления. Иисус Христос — одна из ипостасей бога (Бог Сын); вместе с тем, он стал человеком, родившись от земной женщины, Девы Марии, своими страданиями искупил грех людей и принес себя в жертву Богу Отцу.
1 ШаповЯ. Я. Государство и церковь Древней Руси Х-ХШ вв. М, 1989, с. 109.
2 Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
В православии Дух Святой исходит лишь от Бога Отца. Догмат о троице не зафиксирован в Священном Писании, а принят лишь на основе апостольской традиции. На 1 и II соборах (325 и 381) был принят Символ веры, что Дух Святой исходит лишь от Бога Отца. Этот догмат был подтвержден и на III Эфесском соборе (Правило 7). Принцип «филиокве> (лат. «и от сына»), согласно которому Дух Святой исходит равно от Отца и от Сына, был сформулирован на Толедском соборе в 589 г. и добавлен к христианскому Символу веры (8-й член).
Однако Греко-Византийская Церковь не приняла принципа «фи-лиокве», что и послужило почвой для многочисленных ересей, авторы которых (Ориген, Арий и пр.) считали Бога Сына «меньшим» по сравнению с Богом Отцом.
Субординационализм имел социально-психологическую основу: подчеркивалось доминирование отца в системе идеальной семьи, что более соответствовало патриархальной традиции восточно-христианской цивилизации. Не меньшую роль играли и представления о системе власти в обществе: не известно, что было первичным — структура власти в семье или в государстве. На мой взгляд, первичны отношения в семье.
Таким образом, что бы ни говорили православные богословы, Иисус Христос не равен Богу Отцу хотя бы в том отношении, что он не обладает важнейшим атрибутом божественной природы: от него не исходит Святой Дух.
Не менее, а может быть, более важно для русского православия место Богородицы в структуре семьи. Поистине необъятное число работ посвящено анализу культа Богородицы в православии.
Христианство задает вектор, определяющий иерархию отношений между элементами мироздания: небесное-земное. Небесный мир — мир божественный (потусторонний), мир высший. Мир земной-грешный, низший, мир греховный. Место человека определялось между полюсами «небесное-земное» в зависимости от точки зрения, диктуемой религиозной культурой. В христианстве наметились всячески варьировавшиеся две основные тенденции понимания человека:
человек — существо земное и божественное, в нем сосредоточены две эта ипостаси, он существо телесно-духовное;
человек есть только земное, греховное существо. Его земное существование, его физическое тело есть только временная оболочка, в которой пребывает бессмертная душа.
Первая тенденция наиболее характерна для восточного, византийского христианства, а затем для идеи православия е целом.
Вторая тенденция была характерна для западного христианства и особенно для католицизма. Она тоже оказала большое влияние на искусство, связанное с западным христианством. В этом искусстве пренебрежение к телесной оболочке, унижение человеческой плоти приводило к тому, что в нем были очень явны натуралистические приемы, связанные со смакованием человеческих физических страданий, страданий человеческой греховной плоти.
Антитезой этому выступали Возрождение и протестантские учения, в трактовке человека более близкие к православию, чем католицизм.
Человек как божественное существо ближе к Богу, нежели человек как существо лишь греховное. А низшую ступень в иерархии православной божественной семьи занимает Богородица. Культ Богородицы ближе для земного человека, тем паче, что Мария в православии очень далека от Отца и ближе к Сыну.
Бог Отец, от которого исходит Дух Святой, доминирует в идеальной семье. Ниже него Бог Сьит (богочеловек), хотя и божественный по природе, но от него не исходит Святой Дух. Ниже него Богородица.
Не случайно христиане в эпоху Средневековья обращались со своими молитвами и просьбами не к Богу, а к Богородице. Вседержитель представлялся слишком далеким, к тому же грозным и страшным. Ближе были разные святые угодники, ангелы и, главное, Богородица. Женщина в роли «почти Бог» представлялась более мягкой, милосердной и доступной, чем даже ее сын. Почитание, которым пользовалась Богородица в народной массе, находило отклик у церкви: последняя была достаточно гибка, чтобы видеть, какие верования можно наилучшим способом использовать в своих интересах. Церковь всеми средствами стала раздувать культ Девы Марии. В иконах, заполнявших церкви, вообще в изобразительном искусстве, в проповедях, в практике богослужений Мадонна заняла центральное место. Следует лишь оговориться, что это в большей мере относится к католическому культу, нежели к православному. И причин этому несколько. Как ни близка Богородица людям, силы ее ограничены: в православном мировоззрении слишком далека она от Бога, посему влиять на его действия может мало. Она лишь утешительница, заступница, просительница за обиженных и униженных.
Иное в католицизме, где связь ее с Божественной Троицей более тесна; католическая Дева Мария ближе к божественной власти. Поэтому есть смысл молиться: вмешательство Девы Марии имеет больше шансов на успех.
Иисус Христос в православном культе тоже выполняет роль ходатая перед Отцом Небесным, он ближе к людям, к их болям и чаяниям и психологически ближе к Богородице, нежели к Богу Отцу.
Культ Богородицы среди верующих более распространен, чем культ абстрактной Троицы. Считалось, что она лучше знает нужды людей, и в первую очередь женщин. Популярности ее в России способствовала традиция, считающая Богородицу покровительницей земледельцев.
«В народном понимании спасения милостыня имеет первостепенное значение. Очень сильна в русском народе религия земли, что заложено в очень глубоком слое русской души. Земля — последняя заступница. Основная категория — материнство. Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа. Христос — Царь Небесный, земной образ его мало выражен. Личное воплощение получает мать-земля. Часто упоминается о Духе. Священник Г. Федотов подчеркивал, что в духовных стихах недостает веры в Христа-Искупителя, Христос остается судьей, т. е. народ как бы не видит Христа. Г. Федотов объясняет это роковым влиянием иосифлянства, исказившего образ Христа у русского народа. И русский народ хочет укрытия от страшного Бога Иосифа Волоцкого за матерью-землей, за Богородицей. Образ Христа, образ Бога был подавлен образом земной власти и представлялся по аналогии с ней.»В этих замечательных мыслях Н. Бердяева о природе культа Богородицы есть определенное двоемыслие и лукавство. Здесь автор делает подмену и ставит на место Бога Отца (сурового властелина) Бога Сына — кроткого Иисуса. Отождествление двух ипостасей Троицы: Отца и Сына вообще характерно для некоторых ветвей протестантизма (например, для кальвинистов). Это отождествление сближает трактовку христианского Бога с образом иудейского Яхве — бога Ветхого Завета. Властелином в православии является Бог Отец, а не Христос: православие разделяет эти ипостаси более четко, чем даже католицизм (неприятием принципа «филиокве»).
Н. Бердяева можно упрекнуть в неправославии: Христос православный утешитель, всеблагой, заступник (равно как и Богородица) за людей перед Богом Отцом.
1
1 Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.
Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу божественной семьи, а не Святого семейства (РТисус, Иосиф-Обручник, Мария). Доминирует в триаде Бог Отец, причем его доминантная роль чрезвычайно выражена: он высится над Сыном и Богородицей и не виден в своей небесной резиденции. Возникает ощущение его незримого присутствия в мире, но нет его конкретного облика. Он правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть Отца. Доминирование Отца над Сыном в православии более выражено, чем в католицизме. Богородица в подчиненном положении. Менее выражена ответственность Бога Отца: он доминирует, властвует, но не управляет, или же его управление не подвластно земному разумению. Отвечает за дела семьи Мать и Царица Небесная. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу.
Большая психологическая эмоциональная близость Марии к Сыну воплощается в доминировании одной из двух ее ипостасей — жены и матери. Женщина в доме выступает в качестве жены и в качестве матери. В идеальном образе христианской женщины две ипостаси: Дева Мария, которая является супругой Бога Отца, и Богородица — мать Иисуса Христа.
В православном вероисповедании доминирует роль Богородицы над ролью жены и, соответственно, материнское отношение над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцентуации эротических отношений между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными («нулевая» валентность). И тем самым отдаются на откуп российскому язычеству (учитывая российское двоеверие). Эротика в российской культуре не освящена христианским светом. Этот архетип вошел в коллективное бессознательное русского народа чрезвычайно глубоко. Например, для большинства современных искусствоведов непонятен факт, почему российский рок практически асексуален, в отличие от англо-американского, в котором тематика любви и секса доминирует. Сексизм, или ограничение сексуальности, — показатель значительности этой сферы отношений, в русской же культуре эротическая тематика — чаще сфера непристойного, целиком принадлежит «низовой» (равно — языческой) культуре.
И для Матери Бог Отец является не партнером, а именно отцом ее ребенка. От грозного Бога Отца людям ничего хорошего ждать не приходится, но Богоматерь с младенцем Христом на руках может вымолить у всемогущего прощение и заступиться за своих детей, уберечь их от гнева господня. Отчуждение Иисуса Христа от Бога Отца в православной традиции проявляется в неоформленности самого облика Иисуса: на иконах он либо младенец на руках у Марии, либо Спас («Ярое око», «Нерукотворный», «Спас в силах»), по сути в образе не Спасителя, но Отца-Вседержителя, грозного и повелевающего.
В русской православной иконописной традиции практически нет изображений Христа на его земном жизненном пути. Сюжеты тайной вечери, распятия, несения креста, страстей не характерны для русской иконописи и появляются лишь на картинах живописцев школы XVIII—XIX вв., а также у ряда новаторов (в том числе Н. Ге).
Н. Бердяев отчасти прав, когда строит свои рассуждения на отождествлении в российском менталитете образа Христа с образом Бога Отца. Вместе с тем, в структуре модели православной идеальной семьи он — божественный младенец, который близок к людям в той же мере, как и Богородица, у которого можно вымолить прощение и заступничество перед Отцом.
Жесткая иерархизация структуры идеальной православной семьи выявилась в положениях «Домостроя». Книга, созданная Сильвестром, священником Благовещенского собора в Кремле и наставником Ивана IV, стала кодексом русской семейной морали. По мнению одного из наиболее вдумчивых исследователей «Домостроя» В. Г. Ива-ницкого, Сильвестр, предполагая положить конец полуязыческому нравственному беспределу, боролся с язычеством женским доминирующим началом в семье: «Новгородчина (родина Сильвестра. — В. Д.) знала образы сильных женщин-богатырок языческого типа. То, что юноша Спиридон (мирское имя Сильвестра) был зафиксирован на образе матери, доказывает факт, что его внимание в "Домострое" приковано к проблеме распределения ролей в семье. "Поучение отца к сыну" — послесловие Сильвестра к своему труду, куда он вложил много личного, — рассказывает, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. Следовательно, было с чем бороться»1.
Православное христианство не противостояло мужскому деспотизму отцов семейств, как полагал великий русский историк С. Соловьев, а, скорее, встало в борьбе между двумя языческими началами: женским и мужским (на сторону мужского, разумеется), освятив и окультурив отношения доминирования мужчины над женщиной в семье. От природной «звериной» борьбы, где победа чаще была на стороне физически сильного мужчины, христианство привело семью к цивилизованному нравственному доминированию мужа над женой и детьми.
- Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе //Эрос и личность. М, 1989, с. 134.
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989, с. 142.
- 1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.
- Ответственность, власть, любовь
- 30 Лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.
- Нормальная семья
- 1 Семенов ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1987.
- 1 Лапин б. Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Общественные Науки и современность. 1995, № 3, с. 149.
- Общехристианская модель семьи
- 2Левин м. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.
- 1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.
- Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
- 1 Иваницкий в. Г. Русская женщинам эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 169.
- 1 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
- Семейные отношения в католицизме и протестантизме
- 1 Протестантизм. М., Политиздат, 1990.
- 1 Поршнев б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958, № VI, с. 100.
- 1 Тарле е. В. Талейран. М., 1992.
- Сын и дочь
- Семья в советской России: гибель и воскрешение
- 1 Янкова 3. Б., Ачилова е. Ф., Лосева о. К, Мужчина и женщина в семье. М., 1983.
- 1 Савченко и. Л. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995, с. 105.
- Маргарет жерар. «Материнство». 1800-1810 гг. (гмии)
- А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
- Франсиско гойя. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)
- Ц. М. Славянский. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (грм)
- H. Ларжильер. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г. (Париж, Лувр)
- В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
- А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).
- Э. Гесфз ер. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
- Анекдот как зеркало русской семьи
- Мужчина в русских анекдотах
- Мужчина в американских анекдотах
- Русская женщина
- Американская женщина
- Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
- Влияние социоэкономических факторов
- 1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.
- Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
- Боящихся неудач
- Заключение
- 1 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим, 1976, с. 514