Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, не его судьба меняет направление.
Несомненно, неполная семья является «социально-психологическим уродством», последствия которого сказываются на личности каждого из членов семьи, — как детей, так и взрослых. Но многие из людей, живших до нас на Земле, воспитались в полноценных нормальных семьях?
Войны и революции, психогенные и природные катастрофы, межличностные конфликты и уголовные преступления, социально-психологическая незрелость родигелей и болезни лишают ребенка полноценного общения и нормальных условий раз!ития. В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери. Мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, его наличие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятии решений.
Дети, лишившиеся одного или обоих эодителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. Правда, неизвестно, что играет главную роль — наследственная предрасположенность или травма из-за отсутствия одного из родигелей. В раннем детстве мать удовлетворяет основные потребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги.
Ранее психологи считали, что отсутствие отца в раннем детстве не так сильно сказывается на развитии ребенка, как отсутствие матери. На первый взгляд, последствия, действительно, не столь трагичны, ведь опека за ребенком и эмоциональное общение сохраняются.
Но без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребенком роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится непомерно большим, ребенок не видит другого варианта поведения, у него нет выбора при общении. Мать менее сильно зависит от ребенка, который заменяет для нее всех других, кто мог бы удовлетворять ее эмоциональную привязанность. Возникает невротический симбиоз матери и ребенка. Отсутствие отца в старшем возрасте еще более драматично. Мальчик лишается образца мужского поведения, которое должен воспроизводить, а девочка не имеет перед собой образа представителя противоположного пола, поэтому ее контакты с мужчинами будут затруднены: она просто не будет знать, какого поведения можно ожидать от мужчины.
Самое главное — мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи.
У матери-одиночки, загруженной экономическими заботами, не остается времени на то, чтобы общаться с ребенком, давать ему новые знания, ориентировать в мире профессий. У нее теряется первоначальный интерес к ребенку; возникает отчуждение матери и ребенка, приходящие на смену первичному симбиозу (или наслаивающиеся на него).
Отчим и дедушка не могут полностью возместить отсутствие отца.
Старшие и младшие братья и сестры оказывают не меньшее влияние на психическое развитие ребенка. Старшие дети в семье — это среда, в которой изначально вынужден жить ребенок. С ними он общается, играет, конфликтует. Они его защищают и помогают, но они же, по праву старших и более сильных, обижают его, отнимают игрушки, изолируют — не берут в совместные занятия и т. д. Младшие братья и сестры сами являются предметом заботы и ухода. При рождении младшего ребенка все или основное внимание семьи переключается на него, и старший начинает чувствовать себя заброшенным и никому не нужным.
Старшие братья и сестры компенсируют отсутствие одного из родителей в семье: старший брат берет на себя функции отца, старшая сестра становится «второй мамой».
В различных культурах подобная компенсация происходит с разным успехом. Беда, если в русской семье умерла мать, а у мальчика нет старшей сестры, или в семье есть старший сын и маленькая сестренка.
Двое мужчин при всем желании не могут eft заменить одну мать — нет соответствующих моделей поведения. Поэтому она растет либо заброшенной, либо под очень жестким контролем.
Дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек или дети из тех семей, где умер один из родителей. Хотя и в этом случае все определяется тем, когда произошел развод и сколько было при этом лет ребенку, а также тем, продолжают ли отец и/или мать участвовать в воспитании ребенка.
Дети из разведенных семей чаще оказызакгся нелюдимыми, боязливыми; онн агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны, склонны «витать в облаках» и плохо учатся.
Недоверие и страх по отношению к окружающим они испытывают, поскольку у них нет психологической псддезжки со стороны отца. Склонность этих детей к дракам рассматривается обычно как компенсация чувства неполноценности, а недисциплинированность — как следствие потери авторитета, поскольку из семьи чаще всего уходит отец, а ребенок остается с матерью.
Решающим является не факт юридического развода, а отчуждение родителей в семье друг от друга — аффек~ивный развод. Психологические исследования убедительно показали, что семьи, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод
Более тою, в случае аффективного развода ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. Двойной стшдарг отношений (для людей и для семьи) приводит к нарастанию внешней и внутрипсихи-ческой конфликтности. Следствием являются побелг детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийства. В семьях, где есть отец-алкоголик, — свои проблемы. Но психологическая ситуация, в которой оказывается ребенок, мало чем отличается от семьи, где отца нет воспитагельной функции отец не выполняет, добавляются лишь скандалы, побои, экономические трудности и т. п.
Но нет хуже, если ребенок нежеланный у матери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с одной стороны, это ее ребенок и она — магь, с другойстороны, ребенок — помеха в ее жизни.
Психологи выявили, что матери чагге видят в своем ребенке плохие черты характера, нежели хорошие. Эти дети хуже общаются со сверстниками, хуке успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевагь стрессовые ситуации.
В нормальной полной семье появление нежеланного ребенка не столь драматично. Чаще всего родители относятся к такому ребенку, как и к другим своим детям. И вместе с тем...
Й. Лангмейер и 3. Матейчик отмечают:
«С другой стороны, выяснилось, однако, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности "нежеланных детей" весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что "нежеланных детей" характеризуют не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической "субдерпивации", которая, при вообще-то благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться плохим образом».'
- Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе //Эрос и личность. М, 1989, с. 134.
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989, с. 142.
- 1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.
- Ответственность, власть, любовь
- 30 Лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.
- Нормальная семья
- 1 Семенов ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1987.
- 1 Лапин б. Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Общественные Науки и современность. 1995, № 3, с. 149.
- Общехристианская модель семьи
- 2Левин м. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.
- 1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.
- Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
- 1 Иваницкий в. Г. Русская женщинам эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 169.
- 1 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
- Семейные отношения в католицизме и протестантизме
- 1 Протестантизм. М., Политиздат, 1990.
- 1 Поршнев б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958, № VI, с. 100.
- 1 Тарле е. В. Талейран. М., 1992.
- Сын и дочь
- Семья в советской России: гибель и воскрешение
- 1 Янкова 3. Б., Ачилова е. Ф., Лосева о. К, Мужчина и женщина в семье. М., 1983.
- 1 Савченко и. Л. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995, с. 105.
- Маргарет жерар. «Материнство». 1800-1810 гг. (гмии)
- А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
- Франсиско гойя. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)
- Ц. М. Славянский. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (грм)
- H. Ларжильер. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г. (Париж, Лувр)
- В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
- А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).
- Э. Гесфз ер. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
- Анекдот как зеркало русской семьи
- Мужчина в русских анекдотах
- Мужчина в американских анекдотах
- Русская женщина
- Американская женщина
- Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
- Влияние социоэкономических факторов
- 1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.
- Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
- Боящихся неудач
- Заключение
- 1 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим, 1976, с. 514