logo
дружинин психология семьи

В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)

Творческая биография художника неразрывно связана с работой приехавшего в Россию английского портретиста Дж. Доу, изображен­ного на полотне рядом с автором. Голике проработал в мастерской Доу 6 лет, сделав за это время колоссальное количество копий его работ. К английскому живописцу автор явно испытывал привязанность.

Выделяемые признаки,

1. Состав семьи

На картине изображена семья, состоящая из пяти человек: автора картины, его отца, двух его детей и жены (не считая изображенного рядом с автором Доу).

2. Пространственное расположение фигур на картине

2.1. Ближний/дальний план. Центр композици

В центре композиции находится сам автор. На переднем плане изоб­ражены двое его детей. На дальнем плане расположена фигура жены.

2.2. Расстояние между членами семьи

От фигуры автора картины равноудалены фигуры его отца и Доу, причем две последние так близко расположены друг к другу, что мож­но предположить, что они символизируют собой объединение отца духовного (коим для автора, возможно, являлся Доу) и генетического. Дети расположены близко друг к другу, причем расстояние между ними и отцом значительно меньше, чем расстояние между ними и ма­терью. Фигура жены (матери) расположена одинаково далеко от всех остальных персонажей, причем если последние обращены к ней спи­ной, то она обращена в их сторону лицом.

  1. Наличие каких-либо предметов между членами семьи

  2. Взаимная ориентация фигур

Старик-отец обращен в сторону автора картины. Дети обращены лицом к отцу и спиной к матери.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя

На зрителя ориентированы Доу и младший ребенок автора картины.

2.6. Наличие изолянтов

Изолированной от других членов семьи выглядит фигура жены ав­тора.

2.7. Деление членов семьи на группы

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

Самая крупная по высоте и по объему фигура Доу. Очень высоко расположена фигура жены автора, но по объему она наименьшая.

3.2. Пропорции

Относительно фигур отца и особенно матери дети выглядят очень крупными.

3.3. Поза, жесты, мимика, пантомимика

4. Вид изображения

  1. На фоне пейзажа

  2. Дети изображены в движении, остальные фигуры статичны

5. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон трудно определить, так как он неоднороден. Автор картины выглядит жизнерадостным и романтичным человеком. Жена же его выглядит печальной и скучающей.

6. Наличие контакта, включенность в общее действие.

Автор картины изображен рисующим, его отец наблюдает за дей­ствиями сына. Дети независимо от взрослых совместно играют.

Заключение. Эта картина иллюстрирует протестантский тип се­мейных взаимоотношений. Отец доминирует, дети ближе к нему, мать отдалена от семьи вообще, равно от мужа и от детей.

Отражение на картине близости автора и его английского настав­ника Доу как нельзя лучше демонстрирует проникновение западноев­ропейских влияний в русскую культуру (в частности, протестантской семейной морали).