logo
дружинин психология семьи

Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание

Главный редактор Е. Строганова

Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина

Руководитель проекта Н. Кулагина

Художник К. Радзевич

Корректоры Е. Крицкая, В. Макосий

Верстка С. Маликова, Б. Файзулин

ББК 88.56 УДК 159.93

Дружинин В. Н.

Д76 Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с: ил. ISBN 5-469-00131-8

Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; сти­лям воспитания; влиянию, которое они оказывают на развитие личности ребенка. Особое внимание уделено анализу структуры семьи и развитию семейных отношений в христиан­ской цивилизации. Интересен анализ полотен европейских и русских художников, посвя­щенных семье. Последняя глава содержит результаты исследований воздействия стиля воспитания, эмоциональной поддержки и контроля над проявлением интеллекта у детей.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся психологией семьи. Материалы книги могут быть использованы студентами и аспирантами гуманитар­ных вузов, специализирующихся в области помогающих профессий (психология, педаго­гика, социальная работа и т. п.)

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00131-8

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. ООО «Питер Принт», 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, 29а. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции OK 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 11.12.05. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 11. Доп. тираж 3000. Заказ № 2136.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2. Тел.: (812) 531-20-00, (812) 531-25-55

Содержание

Предисловие 4

Социальная психология семьи 8

Зачем нужна семья? Функция семьи 8

Психология о современной семье: результаты исследований 12

Ответственность, власть, любовь 28

Нормальная семья 39

Типы семьи в европейской культуре 46

Языческая семья 46

Общехристианская модель семьи 51

Семья в русской православной культуре и культуре

католицизма 63

Семейные отношения в католицизме и протестантизме 72

Сын и дочь 81

Семья в советской России: гибель и воскрешение 85

Семейные отношения — анализ творчества 96

Портрет семьи, или портрет психологических отношений 96

Анекдот как зеркало русской семьи 123

Интеллектуальное развитие детей в семье 132

Наследственность и среда 132

Стиль семейного воспитания и детский интеллект 138

Влияние социоэкономических факторов 141

Состав семьи и интеллектуальное развитие детей 143

Заключение 174

Предисловие

«Liber» на латыни означает и «книга», и «свободный». С утратой значения книги в культуре свобода уходит, остаются компьютерная виртуальная реальность и совокупность потребностей. Но тема этой книги далека от понятия «свобода».

Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть — эти воп­росы меня волнуют мало. В конечном счете меня как автора не интере­сует даже, какой семья является на сегодняшний день: я оставляю эту проблему социологам, социальным психологам, этнографам.

Семья меня интересует как фактор, воздействующий на человека. Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда — человек. Для него семья — главный и основной компонент среды, в которой он живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Говоря научным языком, семья для ребенка — первичная социальная микросреда.

Эта книга (liber) — о несвободе. Не может быть института общества более несвободного (в смысле навязывания определенных правил жиз­ни человеку), более жесткого, чем семья.

Посему следует отбросить все розовые сказки о «демократической семье», «либеральной семье», равенстве и т. д. и т. п.

В этом случае мы имеем другое, по определению. Сошлюсь на авто­ритет Н. А. Бердяева: