logo
дружинин психология семьи

1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.

Нужды и недостатки сами по себе являются травмирующими фак­торами. Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за ску­ченности ведут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей от­стают в психическом развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро нагоняют своих сверстников.

Если же дети продолжают длительно жить в условиях скученности, нищеты и культурной депривации, их интеллект неуклонно снижает­ся по сравнению с врожденным уровнем. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований, проводимых в Западной Европе и Северной Америке. Г. Гетцер еще в 1937 г. установил, что школьники из семей с плохимиусловиями жизни на 1-2-м году отста­ют в своем интеллектуальном развитии от школьников из нормаль­ных семей Она характеризует детей из семей бедноты как менее соци­ально адаптированных, с неустойчивым эмоциональным отношением к братьям, сестрам и родителям.

Если семья занимает очень высокое положение в обществе, облада­ет собственностью и богатством, то деги попадают в весьма специфи­ческую психологическую сигуацию.

Как правило, в таких семьях мать и отец мало уделяют внимания детям: время уходит на выполнение профессиональных и обществен­ных обязанностей, а также на светские развлечения.

Дети также лишаются материнской заботы и отцовского автори­тета, как и дети из неполных семей. Заботу о детях передоверяют многочисленным нянькам, гувернанткам и воспитателям, которые этим зарабатывают себе на жизнь, но мало вникают в психический мир ребенка. Хотя формальное образование начинается рано, внима­ние — в избытке, очень многое зависит от личностных отношений воспитателя и ребенка. Эгоцентризм, истеричность, эмоциональная холодность взрослеющего принца— следствие подобной системы от­ношений.

Если отец слишком занят общественной, научной или творческой работой и у него нет времени на ребенка, то следствия аналогичны.

Дело, которое гребуег всего человека, — не является ли оно оправ­данием равнодушия к своей семье и своим детям?

Угроза разрушения семьи появляется со стороны сверхбогатства. Подобные деструктивные признаки можно найти во многих семьях «новых> русских (они были у меня на консультациях). Судьба «ма­леньких принцев» и «принцесс» описана в многочисленных романах, мемуарах и т. д.

Отсутствие одного из родителей, аффективный развод, смерть близ­ких — все эти факторы можно назвать факторами лишения и травмы. Сиротство и жестокое обращение взрослых с дегьми (в том числе со стороны огца и матери) не уходят из нашен жизни.

Нормальная полная семья превращается в редкость, в реликт среди всеобщего социального хаоса и распада.

Обращение к генетике поведения, к генетическим основам этики, интеллекта и просоциального поведения не случайно. Легче найти вне­шний инструмент, ключ или отмычку, чем обратить взор на себя и пы­таться научиться жить и строить первичные отношения с близкими.

Семья — это социальное изобретение, как наука, юмор, автомат АКМ-74 или капиллярная авторучка. Со сложным «механизмом» (да простят меня психологи за такую метафору) семьи надо бережно об­ращаться — более бережно и заботливо, чем с личным автомобилем.

Тем более что в этом автомобиле почти каждый едет по пересечен­ной дороге, где нет ни дорожных знаков, ни ремонтных служб и авто­инспекции и где каждый должен надеяться только на себя и своих близких (благо, если они не хватаются за руль в самый ответственный момент).