logo
дружинин психология семьи

1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.

Добавим лишь следующее. «Порождать» детей можно и вне брака и вне семьи. Мужчина и женщина выступают в этом случае лишь в ро­лях мужчины и женщины. Вступая в брак, они становятся мужем и женой. Их половая связь и любовь (ежели таковая есть) признаются обществом, церковью, государством и оформляются тем или иным об­разом. Общество устраивает свадьбу, церковь производит венчание, государство ставит штампы в паспортах и выдает свидетельство о бра­ке. Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ре­бенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и вос­питание. Минимальное экономическое вспомоществование сегодня может предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто. Ребенок может быть и неродным, приемным, но если он воспитывается в семье, он член семьи. Муж и жена, воспиты­вающие детей, становятся отцом и матерью.

Психология о современной семье: результаты исследований

Вслед за Л. Н. Толстым психологи полагают, что все несчастные се­мьи несчастливы по-разному, посему только их имеет смысл изучать. Они обращают свое внимание на отклонения в детско-родительских отношениях, на воспитание детей в неполных семьях и т. д., но почти нет исследований, рассматривающих нормальную семью, особеннос­ти отношений, складывающихся между ее членами, стиль воспитания детей и т. д.

Нормальная семья — понятие очень условное. Будем считать тако­вой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные ус­ловия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, нормальной является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все осталь­ные типы семей, где это правило не выполняется, будем считать ано­мальными. Это общечеловеческое различие типов семей.

Итак, исследовательские подходы к семье можно расположить на условной шкале «нормальность-аномальность».

В человеческой культуре в социальных нормах фиксируются иде­альные, нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Посему не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиций социокуль­турных норм, следуя которым, живет та или иная общность людей. В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, а не идеальные семьи. Их особенности и наблюдают культурологи, со­циологи, антропологи, этнографы и психологи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной или нормаль­ной семьи.

Шкала «идеальная-реальная семья» задает второе основание для исследователя, а именно социокультурное основание, точнее основа­ние, обусловленное различием культур разных эпох, народов и стран.

Получаем следующую простую картину.

Посему, когда мы говорим о семье или собираемся исследовать ее, мы всегда должны дать ответ, о какой собственно семье идет речь? Психологи, как было уже сказано, изучали и изучают до сих пор ре­альные семьи, но с точки зрения их отклонений от нормы, т. е. реаль­ные аномальные семьи. В следующих разделах будут рассмотрены модели идеальной семьи в их соотношении с реальными (нормальны­ми и аномальными) структурами семьи в разных социокультурных общностях.

Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-суп-ружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дис­гармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т. д. Источник проблем современной семьи ищут в сексуально-семейных дисгармони­ях, а средством их разрешения считают тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений. Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье). Основной причиной нарушения семейных отношений считает­ся проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешен­ную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так воз­никает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситу­ации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их.

Вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономер­ность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого про­цесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по от­ношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.

Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей бу­дущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.

Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Выбор может происходить по разным критериям: сходству или противоположности.

Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной на­прямую определяется сходством моделей семей, из которых происхо­дят супруги1.

В противоположном случае возникает борьба за власть, непонима­ние, разводы, брошенные дети и пр. Таков механизм социально-пси­хологического воспроизводства структуры семьи.

Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи, ко­торое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно не обращалось внимание на место ребенка в целостной структуре се­мейных отношений и на тип этой структуры.

В. Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой се­мье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К приме­ру, старший брат, у которого была младшая сестра, создает устойчи­вый союз с женщиной, у которой был старший брат2.

Комплементарный брак является наиболее удачным (по статисти­ке разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае, если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери.

1 Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

2 Татап W. Family constellation. 3rd ed. New York. Springer, 1976.

В случае брака по идентичности, когда партнеры занимали одинако­вое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей — отец, до­черей — мать. Главная причина неудачной совместной деятельности — в ролевом конфликте. Оба партнера были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними де­лами; если один планирует и руководит, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т. д.

В общем и целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:

1)дети первоначально получают в качестве образца модель отно­шений супругов в родительской семье;

  1. затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и/или младшими братьями и сестрами;

  2. на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партне­ра и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

Требуется ответить еще на один важный вопрос: каким образом вос­производятся отношения родителей к детям в новой семье?

Исходя из гипотезы подражания, молодые супруги должны воспро­изводить в новой семье те способы воспитания, которые применяли их родители к их братьям и сестрам, а не к ним самим. Наибольшие трудности должны возникать у родителей, бывших единственными детьми. Они не получили образца для подражания и должны перено­сить на детей способы поведения своих родителей по отношению друг к другу.

Следовательно, они должны относиться к детям как ко взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и доче­рью.

По другой гипотезе «воспроизводства отношений», ребенок отно­сится к другим так же, как родители относились к нему1.

И более того, сам относится к себе, как относились родители к нему в детстве.

1 Benjamin L. S. Structural analysis of social behavior // Psychological review, v.81,1978.

Ребенок интериоризирует, переносит внутрь своей психики способы родительского отношения и управления поведением ребенка (механизм интроекции, описанный 3. Фрейдом): доминирование становится жес­тким саморуководством, пристыживание преобразуется в самообвине­ние и т. д.

Отношения с родителями ребенок, по мнению Л. Беньямина, стро­ит на основе двух основных стратегий:

1) дополнительного поведения: ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследова- ние;

2) защитного поведения: ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему.

Возможно, что внутренняя регуляция поведения ребенка воспроиз­водит отношение родителей к ребенку, но отношение к другим все же строится на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям.

В психологических работах все типологии моделей семьи, которые бы описывали ее особенности как целого, строятся на основе аномалий, различных отклонений (в составе, в отношенях, в стилях воспитания) от некоей нормы, которая совершенно неконкретна и представляет со­бой некий сусально-гуманистический идеал, где все находятся в гармо­ничных отношениях равенства, помощи, взаимосотрудничества, и нет никаких конфликтов и проблем. Этот семейный рай на земле суще­ствует лишь в умах так называемых гуманистических психологов.

На мой взгляд, наибольшую ложь о человеке несет гуманистичес­кая психология — новая научно-атеистическая религия середины XX в. Несовершенного, грешного человека, который является источником и носителем как добра, так и зла, она представляет в норме возвышен­ной самоактуализирующейся личностью, которой надо лишь предос­тавить возможности (снять регламентацию и дать свободу), и она воз­несется к вершинам цивилизации и культуры.

В конкретных же исследованиях реальные модели семьи отожде­ствляются с аномальными. Помимо этого, всю совокупность отноше­ний в семье (в частности, детско-родительских) психологи, особенно отечественные авторы, склонны сводить к отношениям «мать-ребе­нок» и видеть в них основную причину семейных драм и нарушений личностного развития детей. Отношения «отец-мать» зарубежные психологи склонны сводить к отношениям «муж-жена», а отечествен­ные либо заимствуют такую трактовку, либо вообще обходят пробле­му стороной. Что касается стилей семейного воспитания, то и здесь все сводится к аномалиям в отношениях «мать-ребенок».

Эти признаки психологических исследований не случайны, а объяс­няются глубинной природой культуры, носителями которой являют­ся сами психологи, и через призму которой они смотрят на свой пред­мет — семью.

К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М. Арутюнян1.

По ее мнению, существует три варианта семьи: традиционная, дето-центрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету стар­ших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основ­ным требованием является подчинение. Итогом социализации ребен­ка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в форми­ровании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в обще­нии, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обес­печение счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Воз­действие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к ро­дителям). Существует симбиоз ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным ок­ружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной деза­даптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступ­ления в школу.

1 Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социально­го инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988, I 26-33.

2-2136

Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и авто­номность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учиты­ваются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше (?!) его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адап­тивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вер­тикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным инсти­тутам). Где и сколько таких семей наблюдал автор, он не уточняет.

Что касается первых двух типов, то они относятся к разным вариан­там общехристианской модели семьи, которые в последующих главах этой книги характеризуются как идеальная божественная модель хри­стианской семьи и идеальная земная модель (Святое семейство). Тре­тья модель существует только в воображении гуманистических пси­хологов.

Вместе с тем, М. Арутюнян проводит очень интересный анализ след­ствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового рас­пространения этого типа семьи в современном обществе. Она считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцент­рической семье. Причины возникновения детоцентризма, на ее взгляд, следующие:

1 ) увеличение продолжительности жизни, совместного существова­ния детского и родительского поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX в.), существование наедине, когда мать только мать, но не дочь (не больше, чем в XIX в.: 22-24 года);

  1. нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, сокраще­ние интергенитальных интервалов. Практические связи в совме­стном труде заменяются эмоциональными, а отношения инфан-тилизируются;

  2. отсутствие четких норм санкционирования отношений родите­лей и детей, что привело к утрате дистанции между ними;

  3. изменения в системе образования: до 17-22 лет детям необходи­ма помощь родителей.

Как эти факторы могут повлиять на изменение структуры подчине­ния в семье (а в детоцентрической семье доминанта — ребенок), для меня не ясно.

Аномальная семья — предмет особых забот и является источником проблем, а следовательно, предметом изучения. При этом в отечествен­ной научной литературе главное внимание уделяется отношениям ма­тери и ребенка, а чаще — грубым вариантам нарушений в развитии ребенка из-за ненормальных условий воспитания.

1 Спиваковская А . С. Профилактика детских неврозов. Комплексная пси­хологическая коррекция. М, 1988.

Главным в анализе детско-родительских отношений является по­нятие «роль»1.

Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания.

По мнению В. И. Гарбузова, существует три тина «неправильного вос­питания»: тип А — неприятие, эмоциональное отвержение, тип Б — гп-персоциализация, тип В — эгоцентрическое воспитание («кумир се­мьи»). Особенно чувствителен к отключениям в стиле родительского воспитания подростковый возраст. У подростка одновременно существу­ют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самооп­ределении и достижениях и вместе с тем потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы» (в аффилиации).

H. Штирман выделяет три типа родительских отношений к детям у боль- ных психосоматическими расстройствами:

  1. «связывание» — жесткое стереотипное общение; дети инфантилизиру-ются, их эмоциональное развитие отстает от нормы;

  2. «отвержение» — ребенок «отказывается» от своей личности, что приво­дит к аутизму, излишней автономности;

  3. «делегирование» — истинные достижения детей игнорируются; родите­ли, перемещая на них свои несбывшиеся надежды, манипулируют ими как продолжением своего «я»1.

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко2.

Приведем ее без критики. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты.

I. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная се­мья. Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:

1 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

2 Личко Е. А. Подростковая психиатрия. Л., 1979.

  1. нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

  2. /^структурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привя­занности и солидарности между членами семьи в решении жизнен­ных проблем);

  3. распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

  4. ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена се­мьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация се­мейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к ав-тономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Все семьи, которые существуют и будут возникать, являются ано­мальными, если следовать критериям Е. А. Личко.

Наиболее интересна классификация стилей воспитания (точнее, аномалий стилей воспитания), предложенная Е. А. Личко и Э. Г. Эй-демиллером для подростков.

1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интере- са к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетво- ренности потребности в любви и привязанности.

2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострен-

ном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном конт­роле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельно­сти и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

  1. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудно­стей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхище­ния от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уров­не притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

  2. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игно­рируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заме­стители»: мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют об­щее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспита­ния оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребен­ка.

  3. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ре­бенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда меж­ду родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

  4. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль главы се­мьи. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу за младшими деть­ми или престарелыми.

Э. Г. Эйдемиллер выделил основные характеристики типов воспи­тания ребенка:

На основе этих характеристик дается формальное описание стилей воспитания:

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания:

Е. А. Личко подробно характеризует связи между стилем семейного воспитания и подростковыми психопатиями. По его мнению, гипер­протекция крайне неблагоприятна для неустойчивого и конформного типов. При доминирующей гиперпротекции развиваются черты пси­хастении, черты сензитивного типа, возникает астено-невротическая акцентуация характера. У гипертимиков усиливается реакция эман­сипации.

Потворствующая гиперпротекция ведет к истероидной акцентуа­ции характера. Эмоциональное отвержение у гипертимов и эпилепто­идов вызывает протест и эмансипацию, у истероидов — оппозицию. Шизоиды при таком стиле воспитания замыкаются в себе, а неустой­чивые попадают под влияние асоциальных компаний.

Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию у ис­тероидов, тревогу и страхи у психастеников и сензитивов.

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э. Роу исследовал сле­дующие характеристики взаимодействия:

В результате он обнаружил влияние этих характеристик на выбор профессионального пути:

Однако главное внимание психологи уделяют не отношению роди­телей как целого к ребенку, а отношению матери к ребенку (чисто пси­хологически-природному отношению).

Можно выделить три независимых направления этих исследова­ний:

  1. выявление роли материнской депривации (матери нет или она не заботится о ребенке);

  2. выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее мужа и жены);

  3. анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.

1 Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989, № 5, с. 158-164.

Отсутствие заботы о ребенке — наиболее травмирующий фактор. Причины могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание (мать в тюрьме и т. п.), отказ от ребенка и пр. Дети, которые воспитыва­ются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом

(особенно невербальным), эмоциональной незрелостью, расторможен-ностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены соци­альной инициативности1.

Существует множество типологий отношений «мать-ребенок». При­ведем вариант, предложенный С. Броди2.

  1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к приме­ру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали, пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уве­ренности.

  2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.

  3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отно­шений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осу­ществляют жесткий контроль, особенно за навыками опрятности.

  4. Непоследовательное поведение. Мать вела себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершала частые ошибки и плохо его понимала. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности.

Л. Ковар выводит отношения «мать-ребенок» из общей модели се­мейных отношений3.

Тип этих отношений зависит, по его мнению, от того, как родители оценивают и относятся к своему ребенку и как он самоутверждается. Часто ребенок бывает обузой, мешающей социальному продвижению матери. Мать уходит от него и больше к нему не возвращается. Поки­нутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с дру­гими людьми. У него поздно формируется речь. Он остается инфан­тильным на всю жизнь, с несформированной «я-концепцией».

1 Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Ста­лина. М., 1989.

2 Bredy S. Patterns A mothering. Н. Y., 1956.

3 Kovar L. С. Wasted Lives A Study A Children in mental Hospital and their Families. N. Y., 1979

Мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин-раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмыс­ленности жизни. Она относится к ребенку как к «любовнику», гото­ва исполнять любое его желание и прихоть. Она не дает ему проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и бес­помощность. Поскольку она все делает за ребенка, ребенок зависит от капризов матери, а мать — от капризов ребенка. В этом союзе двоих отец не нужен, и он становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества и компромиссов, он не принимается в дворо­вую компанию и остается капризным придатком матери. Мать совер­шенно довольна этим. «Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда это нужно ей, а не ему. По мнению Л. Ковара, это приво­дит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков1.

Его тянет к общению с маленькими детьми, он воображает себя де­вочкой, к нему прилипает кличка «маменькин сынок». Часто он бунту­ет против матери и учителей. Характерен уход в мир фантазий, стрем­ление к всемогуществу.

Если муж терпит неудачу в карьере, жена, считающая себя волевой женщиной, начинает борьбу за власть. Дети для нее делятся на силь­ных (как мать) и слабых (как отец). Конфликтуя, отец и мать исполь­зуют детей как оружие в собственной борьбе.

«Волевая» мать третирует «слабовольного» сына. Ребенок вынуж­денно играет роль слабовольного, но постоянно борется с матерью. Часто он направляет агрессию на родителей, на младших детей, теряя эмоциональный контроль, конфликтует со сверстниками. Предпочи­тает занятия в одиночку (чтение книг, просмотр телепередач, ведение дневника, занятия ремесленными поделками). Он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувстви­телен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занима­ясь силовыми видами спорта.

Другой вариант: мать считает отца недоразвитым. Аналогично — и ребенка. Она отворачивается от ребенка, хотя старается выглядеть за­ботливой в мелочах. По отношению к сыну мать выражает лишь отри­цательные эмоции или не выражает их вообще (сын «пустое место», как и отец) и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность. Он вырастает с комплек­сом неполноценности, предается фантазиям.

1 Kovar L. С. Wasted Lives A Study A Children in mental Hospital and their Families. N. Y., 1979, pp. 1-27.

Мать с «разбитой» судьбой временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец свою любими­цу-дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: от­сюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарова­ния и т. п.

Когда семья борется за социальное и экономическое выживание во враждебном мире, ребенок становится жертвой этой борьбы. Она со­провождается злобой, агрессией, депрессиями.

Если мать покинута мужем и у нее меняются партнеры, ребенок заб­рошен и забыт. С ранних лет он попадает в компанию сверстников, стремится преуспеть в сферах, не требующих самодисциплины, там, где можно быстро удовлетворить свои потребности. Он часто наруша­ет школьную дисциплину, прогуливает занятия, проявляет негативизм и демонстративность при общении с педагогом.

Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери.

«Социальный неудачник» («социализированный преступник»). Такой ре­бенок в детстве признавался как личность родителями, но считался не­послушным, был с ними близок, но очень недолго. «Несоциализированный преступник» получает очень скудное воспита­ние и рано оценивается как неперспективный; для него характерны кра­жи, драки, наркомания, пьянство.

«Социальная неудачница» — любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание пло­хим поведением. Любовные связи для нее заменяют связь с матерью.

Мать может покинуть ребенка рано (до трех лет), и в этом случае у него наблюдаются все признаки материнской депривации: задержка в развитии, принятие навязанных группой ролей и пр.

Л. Ковар считает идеальной для ребенка среду, когда все его непос­редственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автоно­мию и чувство защищенности.

Выводы Ковара сделаны на материале изучения детей из социально и экономически неблагополучных семей, попавших в клинику неврозов.

Работа Е. Т. Соколовой проделана на базе психологической кон­сультации и также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ре­бенок»1.

Она выделяет следующие стили воспитания.

1 Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.

1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддержи­вающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют

взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

  1. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изо­лируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

  2. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, крити­куют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиоти-ческой привязанности.

  3. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е. Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают психологические выгоды, и рассматривает два варианта отношений матери и ребенка (доминирование матери и до­минирование ребенка) и дает следующие психологические характе­ристики этим типам отношений.

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок под­держивает предложения матери, демонстрируя покорность и/или дей­ствуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тре­вогу за него или чтобы принять позицию «жертвы». Приведем еще одну классификацию типов неадекватного отноше­ния к ребенку.

  1. Ребенок, замещающий мужа. Мать требует к себе постоянного вни­мания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

  2. Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишить­ся ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стре­мится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному рег­рессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.

  3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения люб­ви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка иг­норируют, обесценивают его «я».

  4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ре­бенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоя­тельности сковывается страхом.

Практически все стили «отклоняющегося» воспитания проявляют­ся в неполных и конфликтных семьях.

Не решается лишь одна проблема: почему возникает конфликт и развод. Почему возможны «отклоняющиеся» стили воспитания и дет­ские неврозы. Наиболее глубокий ответ дает А. И. Захаров — причина в «извращенной» ролевой структуре семьи, а именно: мать излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, требовательна и категорична. Отец слишком женственен, мягок, раним и не способен управлять ситуацией. Тогда ребенок становится «козлом отпущения».

Но остается неясным, почему складывается ситуация, когда женщи­на проявляет мужские черты поведения, а мужчина — женские. И поче­му это приводит к краху системы воспитания детей в семье. На этот воп­рос современная психология семьи не дает и не может дать ответа.

Почти все перечисленные стили, способы, виды и пр. отношения родителей к ребенку являются следствием деструкции семьи по одно­му типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции муж­чины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей систе­мы психологических связей на ребенке. Мать и ребенок оказываются по своей воле или неволе в плену друг у друга, в круговороте действий и эмоций, из которых один выход: невроз (чаще истерия) и инфанти-лизация личности ребенка (всевозможные проявления психической незрелости).

Я думаю, что в норме существует некая психологическая структура, формообразующая семейных связей, которая (до определенного пре­дела, конечно) не дает разгораться человеческим страстям и вместе с тем, предоставляет членам семьи возможности для реализации себя в семье.

Структура этих отношений не должна быть (из соображений тео­ретической простоты) очень сложной. В. М. Сатир основным отно­шением в семье считает отношение власти (доминантность-субмис-сивность) и выделяет следующие типы семей:

  1. доминирующий муж — подчиненная жена;

  2. доминирующая жена — подчиненный муж;

  3. открытая борьба или сотрудничество;

  4. изоляция1.

1 Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М, 1994.

Но в этой системе власти, по Сатир, не находится места ребенку. Э. Г. Эйдемиллер подчеркивает значение «доминантности-подчи­нения» и вместе с тем в своей методике графического обобщения дан­ных семейного обследования (на основе опросника «Анализ семейных отношений») очень много внимания уделяет тесноте эмоциональной связи членов семьи.

И наконец, великая Маргарет Мид ставит во главу угла понятие «ответственность» как основное отношение, характеризующее семью и ее членов.

Три этих параметра, описывающие отношения в первичной простой семье (триада «ребенок, отец, мать»), я буду считать основными.