Ответственность, власть, любовь
Приходится с большой осторожностью пользоваться термином «культура», ибо он оброс огромным количеством разных смыслов, и почти каждый исследователь дает его значению свою интерпретацию. Слово «культура» ведет происхождение от латинского colиre — «возделывать почву» (отсюда же сельскохозяйственные термины «культивировать», «агрокультурный» и пр.). Человек возделанный, «культивированный» в XVIII в. стал называться культурным. Позже слово «культура» (нем. — Kultur) стало означать высокий уровень развития цивилизации.
Сегодня под культурой подразумевают систему выработанных обществом регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп; планы, правила, инструкции и пр.Культура включает в себя набор обязательных составляющих культурных универсалий (по Дж. Мердоку) или основных элементов (по У. Гудинаф): понятия, отношения, ценности и правила (нормы поведения). Культура общества как целое складывается из «высокой» культуры (изящные искусства, классическая музыка и литература и пр.) и массовой (народной) культуры (фольклор, сказки, мифы, песни и т. д.). В состав культуры входят субкультуры, носителями которых являются отдельные группы общества. Контркультурой называется субкультура, конфликтующая с господствующей культурой.
Я буду рассматривать культуру общества как целое, но лишь в одном аспекте: каким образом в культуре проявляются коллективные представления общества о структуре семейных отношений.
1
1 СмелзерН. Социология. М., 1994.
Нормы общества (любые, не только мораль) проявляются в первую очередь в религиозной культуре: текстах, произведениях искусства, ритуалах и пр. Религия как бы проявляет, эксплицирует ту скрытую совокупность отношений, в которые вступают люди на протяжении жизни. Более того, в религии эти отношения приобретают священное, идеальное, предписываемое значение: так фиксируется идеал человеческих отношений и поведения. Бог ведет себя так, как может и должен вести себя человек, хотя и остается в силе поговорка: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Вместе с тем поведение божества демонстрирует допустимый спектр поведения людей. Отношения, в которых находятся боги, святые и прочие субъекты пантеона, с одной стороны, отражают людские отношения, а с другой стороны, выступают регуляторами поведения людей, порождают и направляют это поведение.
Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. По определению социологов, институтом называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».
Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.
Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.
Семья как социальный институт выполняет, помимо воспитательной, еще ряд функций:
1 ) экономическую — в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление;
передачи социального статуса — семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям;
поддержания благосостояния членов семьи.
Многие исследователи (в частности, Т. Парсонс) утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества; существенной функцией семьи осталась социализация детей.
Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.
Социологи различают следующие основные формы семьи.
1. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в запад- ном обществе.
2. Расширенная нуклеарная семья включает нуклеарпую семью и родствен-
ников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.
Полная семья соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать и детей.
Неполная семья — если один из родителей отсутствует. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.
Большая семья — группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матри-арха. Обнаруживаемая в аграрных обществах, семья этого типа имеет общую собственность на землю, скот и средства производства.
Семья-двор также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством (слуги, наемные работники и т. д.), образуя в совокупности и социальное, и экономическое сообщество.
Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья, где власть принадлежит жене, эгалитарная семья, где власть равномерно распределяется между мужем и женой.
Возможно, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растет число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с традиционной семьей, но и с семьей как таковой. В США за
- Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе //Эрос и личность. М, 1989, с. 134.
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989, с. 142.
- 1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.
- Ответственность, власть, любовь
- 30 Лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.
- Нормальная семья
- 1 Семенов ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1987.
- 1 Лапин б. Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Общественные Науки и современность. 1995, № 3, с. 149.
- Общехристианская модель семьи
- 2Левин м. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.
- 1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.
- Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
- 1 Иваницкий в. Г. Русская женщинам эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 169.
- 1 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
- Семейные отношения в католицизме и протестантизме
- 1 Протестантизм. М., Политиздат, 1990.
- 1 Поршнев б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958, № VI, с. 100.
- 1 Тарле е. В. Талейран. М., 1992.
- Сын и дочь
- Семья в советской России: гибель и воскрешение
- 1 Янкова 3. Б., Ачилова е. Ф., Лосева о. К, Мужчина и женщина в семье. М., 1983.
- 1 Савченко и. Л. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995, с. 105.
- Маргарет жерар. «Материнство». 1800-1810 гг. (гмии)
- А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
- Франсиско гойя. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)
- Ц. М. Славянский. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (грм)
- H. Ларжильер. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г. (Париж, Лувр)
- В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
- А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).
- Э. Гесфз ер. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
- Анекдот как зеркало русской семьи
- Мужчина в русских анекдотах
- Мужчина в американских анекдотах
- Русская женщина
- Американская женщина
- Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
- Влияние социоэкономических факторов
- 1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.
- Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
- Боящихся неудач
- Заключение
- 1 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим, 1976, с. 514