А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет.
Выделяемые признаки
1. Состав семьи
На картине изображена полная семья, состоящая из пяти членов: отца (автора произведения), его жены, их двух дочерей и сына (А. А. Дезар-но-младший).
2. Пространственное расположение фигур на картине 2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции
В центре композиции расположен мольберт с находящимся на нем холстом.
2.2. Расстояние между членами семьи
Фигуры автора картины и его жены расположены в отдалении друг от друга. Дочери находятся очень близко от матери (и, соответственно, значительно дальше от отца), а сын стоит рядом с отцом (за его спиной) и далеко от матери.
2.3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи Между матерью с дочерьми и отцом с сыном стоит мольберт с хол- стом.
2.4. Взаимная ориентация фигур
Взгляд одной из дочерей направлен в сторону матери, она пытается как бы заглянуть ей в лицо. Сын, стоящий за спиной отца, ориентирован в его сторону. Остальные члены семьи ориентированы на зрителя.
2.5. Ориентация фигур относительно зрителя
Взгляд автора картины, его жены и одной из дочерей направлен на зрителя.
Наличие изолянтов
Деление членов семьи на группы
На этой картине отчетливо видно деление семьи на две группы: 1) мать с дочерьми и 2) отец с сыном.
3. Особенности графической презентации фигур на картине
3.1. Величина фигур
Фигура сына (стоит в полный рост) превосходит по высоте фигуры остальных членов семьи.
Пропорции
Поза, жесты, мимика, пантомимика
Автор картины с женой сидят в креслах. У отца в правой руке — кисть, а в левой — палитра. Сын стоит за спиной отца. Одна из дочерей стоит рядом с матерью с левой стороны от нее, другая сидит с правой стороны от матери.
4. Эмоциональный фон
Эмоциональный фон нейтральный, положительные эмоции не выражены.
5. Наличие контакта, включенность в общее действие
Можно отметить наличие тесного контакта между одной из дочерей и матерью (дочь держит за руку мать), другую девочку мать обнимает. Между детьми контакта нет.
Заключение. На картине представлен типичный вариант протестантской модели семьи (см. сравнительную схему): тесная связь между отцом и сыном, сын доминирует, мать с дочерьми отдалены от них. Это прекрасная иллюстрация проникновения протестантского типа семейных отношений в русскую дворянскую культуру.
- Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе //Эрос и личность. М, 1989, с. 134.
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989, с. 142.
- 1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.
- Ответственность, власть, любовь
- 30 Лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.
- Нормальная семья
- 1 Семенов ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1987.
- 1 Лапин б. Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Общественные Науки и современность. 1995, № 3, с. 149.
- Общехристианская модель семьи
- 2Левин м. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.
- 1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.
- Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
- 1 Иваницкий в. Г. Русская женщинам эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 169.
- 1 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
- Семейные отношения в католицизме и протестантизме
- 1 Протестантизм. М., Политиздат, 1990.
- 1 Поршнев б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958, № VI, с. 100.
- 1 Тарле е. В. Талейран. М., 1992.
- Сын и дочь
- Семья в советской России: гибель и воскрешение
- 1 Янкова 3. Б., Ачилова е. Ф., Лосева о. К, Мужчина и женщина в семье. М., 1983.
- 1 Савченко и. Л. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995, с. 105.
- Маргарет жерар. «Материнство». 1800-1810 гг. (гмии)
- А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
- Франсиско гойя. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)
- Ц. М. Славянский. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (грм)
- H. Ларжильер. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г. (Париж, Лувр)
- В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
- А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).
- Э. Гесфз ер. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
- Анекдот как зеркало русской семьи
- Мужчина в русских анекдотах
- Мужчина в американских анекдотах
- Русская женщина
- Американская женщина
- Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
- Влияние социоэкономических факторов
- 1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.
- Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
- Боящихся неудач
- Заключение
- 1 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим, 1976, с. 514