logo
дружинин психология семьи

1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.

В свою очередь, авторы-женщины пытаются создать как бы противопо­ложный, эмансипированный» образ жены. Она — более яркая, творчес­кая личность, чем эн — заурядный и самодовольный человек. В этом случае брак обычно неудачен и, как правило, кончается разрывом. В от­дельных описаниях авторы-женщины стремятся показать и другой об­раз супружеских отношений, когда муж и жена — творческие, ищущие личности, живущие общими интересами, разумно распределяющие се­мейные обязанности. Но этот образ теряется среди традиционных кар­тин брака, где муж — это прежде всего профессия, дело, а жена — храни­тельница семейного очага. Таким образом, извечный архетип брака в подсознании художника как и в бытовых представлениях, оказался пре­валирующим над эмансипационными тенденциями»1.

Получается, что авторы изображают себя и свою писательскую жиз­ненную ситуацию, а не так называемую реальную жизнь других людей. И я полагаю, бесполезно применять анализ авторских произведений для характеристики современного состояния семьи. Поэтому в своих исследованиях мы прибегли к анализу сегодняшнего фольклора — анекдотов (см. следующий раздел этой книги).

К слову сказать, у поэтов и поэтесс те же тенденции выявились с еще большей силой: любовную ситуацию мужчины оценивают более оптимистично, чем женщины; они же чаще положительно трактуют женские образы, а женщины-поэтессы еще более темными красками рисуют образ мужчины, чем женщины-прозаики!

Продолжением этого исследования стал анализ межличностных кон­фликтных ситуаций, которые встречались в художественной прозе, опуб­ликованной в журнале «Юность» за 1955-1984 гг. Всего были проана­лизированы 123 повести и рассказа с 236 конфликтными ситуациями. Любопытно, что минимальное число конфликтов было обнаружено в произведениях, опубликованных в 70-е (застойные) годы. Причем с года­ми число описаний конфликтов в профессиональной сфере уменьшалось (крах производственной прозы), а в семейно-бытовой — увеличивалось. Возрастает от 50-60-х к 70-80-м гг. также число неразрешимых кон­фликтов (в 6 раз), что, по мнению исследователей (В. Е. Семенова и Е. В. Баляеной), свидетельствует о дезинтеграции семьи и распаде брачных отношений.

Самое интересное, что авторы-мужчины и авторы-женщины не толь­ко по-разному отражают содержание конфликта (мужчины чаще от­носят его к профессиональной и общественной сфере, а женщины — к семейно-бытовой). Авторы-женщины чаще всего описывают конфлик­тующую пару «мужчина-женщина», и несколько реже — «женщина-женщина». Авторы-мужчины чаще изображают конфликты между дву­мя мужчинами, иногда между мужчиной и женщиной и практически никогда — конфликт между двумя женщинами.

Другой пример контент-аналитического исследования, проведенно­го под руководством В. Е. Семенова: социально-психологический ана­лиз портретной живописи, который был проведен в 70-80-х гг.

Материалом первого исследования послужили работы, представленные на выставке «Портрет в русской живописи конца Х1Х-начала XX в.». Выставка состоялась в 1975 г. (Русский музей). Психологи проанализи­ровали 154 работы, 44 — выдающихся мастеров портретного жанра (И. Е. Репин, H. Н. Ге, В. А. Серов, М. А. Врубель и др.), причем были использованы лишь работы художников-мужчин.

Чаще всего героями изображений в работах русских художников были артисты, музыканты, живописцы, скульпторы, писатели, поэты; очень редко изображались рабочие, крестьяне (крестьяне — чаще), дети (но девочки чаще мальчиков). Очень много было автопортретов. То есть живописцы (как и советские писатели) обращались к своей собствен­ной среде и через окна своей квартиры, особняка и т. п. смотрели на ос­тальной мир.

Хотя число женских и мужских портретов было примерно одинаково (соответственно 83 и 71 ), однако на 2/3 женских портретов не было на­мека на социальную или профессиональную роль женщины. Портрети­стки изображали преимущественно молодых женщин и девушек, муж­чин средних и пожилых лет, чаще всего — своих сверстников. Молодых женщин (что естественно) живописцы с большим удовольствием и чаще всего изображали в любом возрасте. В мужчине их больше интересовал социально-профессиональный статус и «психология», поэтому преоб­ладают погрудные, головные или поясные портреты. Ценя женскую кра­соту, портретисты рисуют либо женскую фигуру в целом, либо дают пор­трет по колено, реже — поясной.

В. Е. Семенов отмечает, что женские портреты более декоративны, а мужские — более психологичны.

Продолжением этого исследования стал анализ портретов советских живописцев (70-х гг.). Материалом послужили портреты с выставки академиков Академии художеств СССР, которая проходила в 1976 г. в Ленинграде. Психологи проанализировали 30 мужских и 30 женских портретов, которые были выполнены живописцами-мужчинами. Как и в XIX в., на портретах было много представителей художествен­ной интеллигенции. Но появились и отличия — основную группу изоб­ражаемых составили представители науки и техники. Снизилось отно­сительное число автопортретов («ячество» непристойно для советского художника) и появилось множество портретов представителей рабоче­го класса. Колхозное крестьянство представлено на портретах только представительницами прекрасного пола. Наверно, вид советского кол­хозника крайне невзрачен и непривлекателен, а крестьянка внушает определенные эмоции художнику своим физическим здоровьем и бли­зостью к природе (к снопам, коровам, огороду и т. п.). И еще одно важ­нейшее отличие портретов женщин дооктябрьской эпохи от портретов советского времени: резко возрастает число портретов женщин с обо­значенной социально-профессиональной ролью (соответственно 35,5% и 60%). Советская власть, включив женщину в процесс общественного производства и отодвинув на второй план ее роль как матери-, жены и возлюбленной, изменила нормативный образ женщины в общественном сознании. Что добросовестно и отразили на своих полотнах социалис­тические реалисты. Хотя число портретов мужчин с определенной про­фессией все равно как и в XIX в. превышает таковые среди женских пор­третов.

Но самое главное, о чем и говорит В. Е. Семенов: характеристики портретируемых мужчин и женщин по возрасту и целостности изоб­ражения облика стабильны во времени. Всегда — и в прошлом, и в нынешнем веке, и в будущем — мужчины предпочитают и будут пред­почитать изображать молодых женщин и мужчин среднего и пожило­го возраста.

В женщинах мужчины-портретисты ценят не только лицо, но более фигуру, одежду, аксессуары, поэтому изображают женщин в полный рост либо по колено. В мужчинах для них важнее психологические качества, поэтому основное внимание уделяется изображениям голо­вы, а реже — погрудным или поясным портретам.

Любопытно, что способы изображения портретистами-мужчинами не зависят от эпохи и от культуры, к которой принадлежит живопи­сец: в работах французских художников проявляются те же тенден­ции, что и в русских (анализ 117 портретов из собрания французской живописи, хранящихся в Эрмитаже).

Иллюстрированные журналы США и ФРГ также изображают жен­щину в полный рост, мужчину представляют лишь его лицом. Понят­но, что журналы делаются мужчинами и для мужчин.

Последний цикл социально-психологического исследования портре­тов В. Е. Семенов с сотрудниками провел в конце 80-х — начале 90-х гг.

Были отобраны 52 работы — портреты или изображения, приближаю­щиеся к портретам. Из них для окончательного анализа исследователи использовали 35 ( 15 принадлежали авторам-женщинам и 20 — авторам-мужчинам). Женщины изображали преимущественно женщин! Мужчи­ны женщинами были изображены всего на 4 портретах. Портреты с выставки были дополнены 30 портретами из альбома «Моло­дые живописцы 70-х гг.» (10 выполнены женщинами и 20 мужчинами). Тенденции изображения женщин и мужчин сохранились на протяже­нии двух веков: и в наше время в мужских портретах чаще всего указы­вается профессиональная роль персонажа, чем в женских; живописцы чаще изображают представителей художественно-артистической среды, чем других слоев.

Однако исследователи все же заметили, что социально-профессиональ­ный статус персонажей становится менее значимым. Мужчин чаше ста­ли изображать в полный рост, чем в XIX в. Женщин обнаженными и полуобнаженными изображают не только мужчины, но и женщины.

В. Е. Семенов видит в этом проявление декоративного, предметно­го и депсихологизированного подхода к изображению человека, харак­терного для современного искусства:

«Обобщая наши наблюдения над живописью с конца XIX в. до настоящего вре­мени, можно вывести некоторую условную закономерность изменения в ней образа чепозека: человек разумный одухотворенный, «психологический» (мно­гообразные формы реализма); человек менее психологичный, скорее, его де­коративное изображение, порой как некоего прекрасного растения (импрес­сионизм); человек примитивный, гротескный, подчеркивание животных начал и инстинктов в человеке (фовизм, экспрессионизм, различные виды примити­визма); человек геометризированный, схематизированный, порой двухмерный (футуризм, кубизм, супрематизм и т. п.); человек мистифицированный, психо­патологический, галлюцинаторный (символизм, сюрреализм); отсутствие обра­за человека, только его знак, след (разновидности абстракционизма, концепту­ализма); человек-вещь, робот, муляж, порой фотографически изображенный, но неодушевленный (поп-арт, фотореализм, гиперреализм и т. п.).

Таков путьобесчеловечивания, обездушивания образа человека в модернист­ском искусстве»'.

В отличие от петербургских психологов мы ставили перед собой иную исследовательскую задачу. Нас интересовали не особенности отношения художника-творца к человеку, проявляющиеся в особенно­стях творческого продукта, а репрезентация в произведении индивиду­альных представлений о системе отношений между людьми (семейных отношений). При этом я полагал, что индивидуальные неосознаваемые представления художника являются следствием коллективных пред­ставлений той социокультурной общности, к которой художник при­надлежит.

«Семейный портрет» — довольно распространенный жанр в европей­ской живописи. И у него есть предыстория. Она — в раннехристианс­кой иконописи. Типовым сюжетом на иконах средневековых западно­европейских художников стало изображение Святого семейства: Девы Марии, младенца Иисуса Христа и Иосифа Обручника. Реже вместе с ними изображается Святая Анна и другие библейские персонажи.