В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
Творческая биография художника неразрывно связана с работой приехавшего в Россию английского портретиста Дж. Доу, изображенного на полотне рядом с автором. Голике проработал в мастерской Доу 6 лет, сделав за это время колоссальное количество копий его работ. К английскому живописцу автор явно испытывал привязанность.
Выделяемые признаки,
1. Состав семьи
На картине изображена семья, состоящая из пяти человек: автора картины, его отца, двух его детей и жены (не считая изображенного рядом с автором Доу).
2. Пространственное расположение фигур на картине
2.1. Ближний/дальний план. Центр композици
В центре композиции находится сам автор. На переднем плане изображены двое его детей. На дальнем плане расположена фигура жены.
2.2. Расстояние между членами семьи
От фигуры автора картины равноудалены фигуры его отца и Доу, причем две последние так близко расположены друг к другу, что можно предположить, что они символизируют собой объединение отца духовного (коим для автора, возможно, являлся Доу) и генетического. Дети расположены близко друг к другу, причем расстояние между ними и отцом значительно меньше, чем расстояние между ними и матерью. Фигура жены (матери) расположена одинаково далеко от всех остальных персонажей, причем если последние обращены к ней спиной, то она обращена в их сторону лицом.
Наличие каких-либо предметов между членами семьи
Взаимная ориентация фигур
Старик-отец обращен в сторону автора картины. Дети обращены лицом к отцу и спиной к матери.
2.5. Ориентация фигур относительно зрителя
На зрителя ориентированы Доу и младший ребенок автора картины.
2.6. Наличие изолянтов
Изолированной от других членов семьи выглядит фигура жены автора.
2.7. Деление членов семьи на группы
■
3. Особенности графической презентации фигур на картине
3.1. Величина фигур
Самая крупная по высоте и по объему фигура Доу. Очень высоко расположена фигура жены автора, но по объему она наименьшая.
3.2. Пропорции
Относительно фигур отца и особенно матери дети выглядят очень крупными.
3.3. Поза, жесты, мимика, пантомимика
4. Вид изображения
На фоне пейзажа
Дети изображены в движении, остальные фигуры статичны
5. Эмоциональный фон
Эмоциональный фон трудно определить, так как он неоднороден. Автор картины выглядит жизнерадостным и романтичным человеком. Жена же его выглядит печальной и скучающей.
6. Наличие контакта, включенность в общее действие.
Автор картины изображен рисующим, его отец наблюдает за действиями сына. Дети независимо от взрослых совместно играют.
Заключение. Эта картина иллюстрирует протестантский тип семейных взаимоотношений. Отец доминирует, дети ближе к нему, мать отдалена от семьи вообще, равно от мужа и от детей.
Отражение на картине близости автора и его английского наставника Доу как нельзя лучше демонстрирует проникновение западноевропейских влияний в русскую культуру (в частности, протестантской семейной морали).
- Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе //Эрос и личность. М, 1989, с. 134.
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989, с. 142.
- 1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.
- Ответственность, власть, любовь
- 30 Лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.
- Нормальная семья
- 1 Семенов ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1987.
- 1 Лапин б. Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Общественные Науки и современность. 1995, № 3, с. 149.
- Общехристианская модель семьи
- 2Левин м. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.
- 1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.
- Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
- 1 Иваницкий в. Г. Русская женщинам эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 169.
- 1 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
- Семейные отношения в католицизме и протестантизме
- 1 Протестантизм. М., Политиздат, 1990.
- 1 Поршнев б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958, № VI, с. 100.
- 1 Тарле е. В. Талейран. М., 1992.
- Сын и дочь
- Семья в советской России: гибель и воскрешение
- 1 Янкова 3. Б., Ачилова е. Ф., Лосева о. К, Мужчина и женщина в семье. М., 1983.
- 1 Савченко и. Л. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995, с. 105.
- Маргарет жерар. «Материнство». 1800-1810 гг. (гмии)
- А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
- Франсиско гойя. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)
- Ц. М. Славянский. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (грм)
- H. Ларжильер. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г. (Париж, Лувр)
- В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
- А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).
- Э. Гесфз ер. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
- Анекдот как зеркало русской семьи
- Мужчина в русских анекдотах
- Мужчина в американских анекдотах
- Русская женщина
- Американская женщина
- Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
- Влияние социоэкономических факторов
- 1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.
- Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
- Боящихся неудач
- Заключение
- 1 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим, 1976, с. 514