28.Клубные учреждения как субъект социально-культурной деятельности
Клубные учреждения Беларуси – общедоступный, гуманистически сориентированный социальный институт, осуществляющий регулирование социально–культурными процессами в сфере досуга, обеспечивающий их организованный характер и социально-воспитательную направленность.
Современные клубные образования (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) – это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.
Клубные учреждения содействуют укреплению основ культурной жизни народа, обеспечивают каждому члену общества гарантированный доступ к культурного наследия, а также возможность заниматься социально – культурной деятельностью.
Устойчивостью, стабильностью, закреплением в своей деятельности норм и эталонов поведения, эстетичных ценностей клубные заведения способствуют нормализации состояния нашего общества. Обеспечивая поддержку процессов развития культуры во всех регионах республики, клубные учреждения создают необходимые предпосылки для политического, экономического и духовного развития общества и государства.
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере социально – культурной деятельности в последнее десятилетие позволила в основном сохранить сеть клубных заведений системы Министерства культуры, обеспечить ее стабилизацию и устойчивость.
Согласно статистическим данным, в Беларуси функционирует 2900 клубных учреждений системы Министерства культуры, из них 2200 Дворцов и Домов культуры, 87 центров народных ремесел и промыслов, 70 центров культуры и досуга, 10 центров фольклора и национальных культур.
ТИПОЛОГИЯ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.По ведомственной принадлежности
• Клубные учреждения системы Министерства культуры Республики Беларусь
• Клубные учреждения Федерации профсоюзов Беларуси
• Центры внешкольной работы системы Министерства образования Республики Беларусь
• Центры эстетического воспитания детей и подростков
• Центры детского творчества
• Клубные учреждения и клубы (студенческие) высших и средних специальных учебных учреждений
• Клубы по месту жительства
• Частные клубныя учреждения ( молодежные дискоклубы)
2.По административно--территориальной принадлежности
• Районные Дома ( центры) культуры
• Городские Дворцы и Дома ( центры) культуры
• Горпоселковые Дома культуры
• Сельские Дома культуры
• Сельские клубы
• Автоклубы
3.Учреждения клубного типа, сориентированные на сохранение тради-ционной культуры
Дома и центры ремесел и народных мастеров
• Дома и центры фольклору
• Центры национальнай культуры
• Центры народного творчества
• Центры народных традиций
4.Специализированные клубныя учреждения
• Центры молодежного досуга
• Дома ветеранов (Дома пенсионеров)
• Центры культуры и досуга
• Молодежные музыкальные центры
• Клубы социяльно–культурных услуг
• Дома народнай медицины и народных традиций
• Центры развлечений и игровой деятельности
5.Комплексные учреждения культуры и досуга
• Сельские централизованные клубные системы
• Культурно-спортивные комплексы
• Социально–культурныя комплексы
• Культурно–образовательные центры
• Клубы–библиотеки
• Клубы–музеи
Довольно распространенными стали Дома (центры) фольклора, национальной культуры, молодежные центры, эстетичного воспитания, культуры и досуга, клубы-библиотеки. В Беларуси насчитывается 350 заведений нового типа, восстановлены и действуют около 400 централизированных клубных систем. Значительно расширена сеть новых учреждений традиционной культуры: Домов и центров ремесел, фольклора, народного творчества, народных традиций и других, где особое внимание уделяется традиционным формам материальной и духовной культуры. Это сегодня 88 Домов (центров) ремесел и 74 Дома (центра) фольклора, народного творчества.
Это новые типы учреждений, деятельность которых направленна на сохранение и развитие народной культуры, подъем народного творчества в целом, раскрытие и поддержку уникальных талантов. С этой целью в центрах ремесел работают кружки и студии, где представители разных групп населения, овладевают первичными навыками ручной работы и основами ремесленнического дела, осваивают традиции народных промыслов и ремесел.
Надо отметить, что 93% государственных клубных заведений находясь в сельской местности. Это в основном сельские клубы, сельские Дома культуры, другие типы клубных заведений, которые занимают прочное место в своем регионе, имеют определенный организационно-творческий потенциал и разнообразный набор культурных услуг для населения.
Особенно роль выполняют клубы в малых городах и агрогородках.
Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства Беларуси призвана коренным образом изменить социально-культурный облик села. Осуществляемые государством меры, направленные на совершенствование трудовой деятельности, повышение престижности сельскохозяйственных профессий, безусловно, требуют качественного улучшения культурного обслуживания на селе, что в свою очередь, будет содействовать сокращению оттока населения, особенно молодого возраста, из сельской местности и привлечению в сельские регионы молодых предпринимателей, специалистов различных отраслей народного хозяйства. Решение этого комплекса государственных задач неотделимо от изменения социальной инфраструктуры села в целом, развития и совершенствования сети и типов учреждений культуры и досуга в частности.
- 1.Социально-культурная деятельность как общественное явление
- 2.Сущность современной социально-культурной деятельности
- 4.Социально-культурная деятельность как приоритетное направление государственной культурной политики
- Глава 2. Закона о культуре в Республике Беларусь» дзяржаўная палітыка, дзяржаўнае рэгуляванне і кіраванне ў галіне культуры
- 5.Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности
- 6.Культурная активность – качество личности как субъекта деятельности
- 7.Основные этапы исторического развития социально-культурной деятельности
- 8.Развитие социально-культурных движений в Великом княжестве Литовском и в Речи Посполитой
- 9. Основные тенденции развития социально - культурной деятельности в Российской империи (XVIII - пач. Хх ст.)
- 10. Социально-культурная деятельность в контексте революционных событий в начала хх ст.
- 11.Культурно-просветительская работа в советский период: общие черты и направления развития
- 12. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление
- 13.Теория социально-культурной деятельности как область научного знания
- 14.Понятие «социально-культурной деятельность», «культурно-просветительская работа»
- 15.Функции теории социально-культурной деятельности
- 16.Типология общественных потребностей в социально-культурной деятельности
- 1.2. Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
- 1.3. Потребность в социальной регуляции досуга
- 17.Типология личностных потребностей в социально-культурной деятельности
- 2.1. Потребность в оценке собственного поведения окружающими.
- 2.2. Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания.
- 2.3. С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации.
- 2.4. Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека.
- 2.5. Тесно связана с вышеуказанной, потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации.
- 18.Научный статус теории социально-культурной деятельности
- 19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности
- 20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности
- 21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
- 22.Принципы социально-культурной деятельности
- 23.Функции социально-культурной деятельности
- 24.Формы и методы социально-культурной деятельности
- 25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности
- 26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы
- 27.Типология учреждений культуры в Беларуси
- Глава 4. Закона о культуре в Республике Беларусь арганізацыі культуры
- 28.Клубные учреждения как субъект социально-культурной деятельности
- 29.Музей в пространстве социально-культурной деятельности
- 31.Концертно-зрелищные организации как субъекты социально-культурной деятельности
- 32.Выставки и галереи как центры социально-культурной деятельности
- 33.Социально-культурная деятельность кинотеатров
- 34.Сущность и классификация социально-культурных технологий
- 35.Рекреационно-оздоровительные технологии
- 36.Технологии развлекательно-игровой деятельности
- 37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
- 40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга
- 41.Технологии празднично-зрелищной деятельности
- 42.Технологии празднично-обрядовой деятельности
- Грамніцы
- Масленіца
- 43.Социально-защитные и реабилитационные технологии
- 44.Проектные технологии в сфере социально-культурной деятельности
- 45.Принцип добровольности и самодеятельности
- 46. Дифференцированный поход к различным социально-демографическим группам как основополагающий принцип скд
- 47.Принцип единства организационных и воспитательных действий в теории социально-культурной деятельности
- 48.Понятие « досуг», «досуговая деятельность», «культурно-досуговая деятельность»
- 49 Правовое обеспечение деятельности социально-культурной деятельности в Беларуси
- 50. Характеристика системы научного и информационно-методического обеспечения скд
- 51. Социально-культурная деятельности как пространство профессиональной деятельности
- 52.Культуролог-менеджер как субъект организации социально-культурной деятельности
- Список библиографических источников
- Приложение
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11