logo search
учебник_Том2

Социализация как механизм индивидуализации

Итак, социализация личности представляет собой процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого у него формируются представление о ценностях, нормы поведения и общения, умения, установки и убеждения, жизненный стиль. В процессе социализации человеком осваивается тот или иной набор социальных ролей. Совпадение с социальными ожиданиями есть социальная идентификация человека. Ее отражение в психике есть социальная идентичность. Человек, не совпадающий с ожиданиями социума, формирует искаженную социальную идентичность и оказывается его десоциализированным, дезадаптированным представителем; человек, дающий на предлагаемые средой вызовы неадекватные или неожиданные ответы, становится маргиналом.

Кроме того, человек, не совпадающий с социальными ожиданиями, подвергается санкциям со стороны социума. Любой традиционный социум характеризуется ограниченным набором социальных ролей и, соответственно, ограниченным набором социальных идентичностей, адекватных с точки зрения социума. В традиционных обществах набор ролей и соответствующих им идентичностей оказывается жестко фиксированным. Такие общества характеризуются отсутствием или ограниченностью процессов произвольной вертикальной и горизонтальной миграции между стратами или слоями общества.

Современный, урбанизированный, постиндустриальный, информационно-ориентированный, динамически трансформирующийся социум предлагает практически неограниченное множество социальных ролей и, соответственно, возможностей для формирования личной идентичности. Соответственно с этим резко возрастает продолжительность процессов социализации. Еще недавно казавшиеся статичными социальные роли среднего и пожилого возраста, оказываются включенными в динамические социальные процессы. Идентификации и идентичности человека оказываются актуальными для любого возраста и любых социальных ролей. Оказывается невозможным достижение идентичности однажды и навсегда. Таким образом, социальная идентичность современного человека предстает перед нами как динамическое образование, претерпевающее изменения не только в течение жизни, но даже в течение дня, по мере перехода индивида от одной роли к другой. Это, среди прочего, актуализирует требования толерантности (терпимости к иным моделям поведения). Опыт показывает, что люди и общества находящиеся в динамике, сами переходящие от одних ролей к другим, оказываются значительно более терпимы к существованию ролей, не принятых в данной традиции. Более того, настоящее положение вещей приводит к мысли, что сама способность общества к изменениям предполагает наличие большого количества «латентных», «спящих» ролей, не активизированных в своей массе, но наличных в поведении индивидов. Эти роли оказываются «виртуальными», существующими только в момент актуализации их сознанием индивида. Ранее литература как раз и брала на себя функцию аккумуляции и артикуляции таких «виртуальностей», теперь эту же функцию начинает выполнять кино и компьютерная реальность (игры и пр.).

Имеющие место сегодня деформации родовых отношений, кризис института семьи ставят социализацию перед новыми трудностями. Кризис семьи – прямая причина индивидуального несовершенства, кризисности индивидуальной жизни и мировосприятия. Кризис семьи прямо ведет к тому, что социализирующийся человек оказывается перед необходимостью идентифицировать себя… с чем? Дворовая компания? С сегодняшним развитием СМИ традиционный инструмент социализации – компания сверстников – оказывается под угрозой. Сегодняшние подростки уже не общаются во дворах, а «чатятся в Сети». Таким образом, те социальные роли, которые раньше транслировались и осваивались через детские игры, сегодня оказываются под угрозой исчезновения.

Трудности и риски для современных подростков связаны с тем, что идентификация у них проходит не с примерами из реальной жизни, а с виртуальными моделями, которые формируются СМИ и Интернетом. Это означает, что формирующиеся у развивающегося человека структуры потребностей и ценностей оказываются зависимыми от виртуальной информационной среды. Эту проблематику рассматривают братья Вачовски в своем нашумевшем фильме «Матрица» и иные образцы направления киберпанк в кинематографе. Масса «толкинутых», «йогнутых», «рерихнувшихся», ролевые игры – «косплеи», такие субкультурные модели для подражания как «готы», «панки», «эмо», «анимешники» и прочее – все это определенные идентичности. Конечно, они опираются на определенные потребности социализирующихся людей, в первую очередь молодых, но делают для человека затруднительной социализацию, то есть укоренение его в повседневной реальности. Возможно, эти модели указывают маршруты социализации нового образца в новом, не существующем пока обществе.

В любом случае индивидуальность, которая возникает, формируется в ходе социализации, проявляет себя только как определенная деятельность. Индивидуальная по преимуществу деятельность – это творческая активность. Конкретная форма этой активности ведет к коррекции, правильнее сказать, автокоррекции идентичности. Она предполагает наличие индивидуальности и наличие самодеятельности как творческой активности. Активность человека, его деятельность и самодеятельность приводит к формированию у него определенного знания об окружающем мире и собственных возможностях в этом мире. Трансляция возникающего знания о мире окружающим людям с неизбежностью ведет к формированию сознания, которое предстает в виде некоторых схем, закономерностей эмпирического, а впоследствии и теоретического характера.

Совокупность всего перечисленного проявляет себя как личность. Согласно этимологии слова, личность – это то, благодаря чему человек обнаруживает себя, свою уникальность в этом всеобщем мире. Индивид – это только этап в формировании личности. Можно быть индивидом, но как личность так и не состояться. Все индивиды уникальны, выделены из общего рода, но не все они самостоятельны в своей уникальности. Набор интроецированных индивидом социальных ролей – совсем не то же самое, что роли, созданные самим индивидом в ходе интегрирующей само-рефлексии, само-творения, и само-реализации в этом мире. Кроме того, уже начальные этапы оформления себя как личности означают, тем самым, включение в качестве элемента в системы более высокого иерархического уровня. Личностное развитие предполагает не только замыкание на себя и само-деятельность, но вместе с тем и включенность в иерархии иных порядков и формирование соответствующих идентичностей.

Идентификация себя как личности предполагает уважение к иным социальным ролям, поскольку создавший свою роль человек осознает сложность и уникальность ролей, созданных другими.