Федеральные налоги и сборы
НДС. Это один из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. НДС — один из самых распространенных косвенных налогов. Кроме выполнения чисто фискальной роли, НДС используется и как инструмент регулирования экономики.
Правила взимания налога регулируются гл. 21 НК.
Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн руб.
Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами).
Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка по «рыночной цене». При исчислении базы НК предусматривает перечень операций, не облагаемых НДС. Данные операции носят социальный характер, они утверждаются исполнительными органами федерального уровня. К ним также относятся финансовые и страховые операции. Налогоплательщик имеет право отказаться от применения льгот по отдельным операциям.
Налоговая база расширяется за счет любых платежей, связанных с оплатой товара.
Первоначально в погоне за ростом доходов бюджета ставки налога были явно завышены (в 1992 г. — 28%). НК установил три ставки налога: 18% — основная ставка; 10% —ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары; для детей); 0% — ставка для экспортируемых товаров и услуг.
Предусмотрены две расчетные ставки (9,09 и 15,25%), связанные с основными ставками. Их использование жестко регламентировано Н К.
От налога освобождены операции, если место их осуществления не связаны с территорией РФ.
По НДС налоговый период — месяц или квартал, если выручка хозяйствующего субъекта не превышает 3 млн руб.
Из начисленного налога (расчет по ставке применительно к налоговой базе) разрешается произвести вычеты ранее уплаченного налога.
С 1 января 2007 г. осуществлен переход к новому порядку подтверждения права налогоплательщика на применение нулевой налоговой ставки НДС. Речь идет, в частности, о переходе к уведомительному порядку применения нулевой ставки НДС и единой налоговой декларации. Эти меры в целом направлены на повышение эффективности налоговой системы. При этом, однако, нельзя не выделить ряд обстоятельств.
Переход на новый порядок подтверждения права на применение нулевой ставки не означает отмены полномочий налоговых органов по применению соответствующих контрольных мероприятий, а также по предъявлению дополнительных требований к документам, обосновывающим правомерность применения нулевой ставки налога. Другими словами, как и прежде, налоговые органы по результатам проверки документов, представленных налогоплательщиком, могут вынести решение о неправомерности применения нулевой ставки НДС.
Акцизы. Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).
Второе и третье места по поступлениям в федеральный бюджет с незначительным разрывом делят акцизы и налог на прибыль.
В Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате акцизов осуществляется по методу начисления, независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности). Этот механизм позволяет избежать ситуации, когда товар произведен и отгружен потребителям, а оплата не производится в течение длительного времени.
В НК принят жесткий механизм предоставления налоговых льгот по экспортируемым подакцизным товарам. По таким товарам начисление и уплата акцизов в бюджет производятся в порядке, предусмотренном для подакцизных товаров, произведенных и реализованных на территории РФ. При этом сумма акцизов, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет, засчитывается им в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов только после документального подтверждения налоговому органу факта вывоза таких товаров за пределы территории России.
Расширена сфера применения специфических ставок, а также ставок акциза на алкогольную продукцию в зависимости от объемной доли этилового спирта, что позволило ликвидировать условия, позволяющие продавать подакцизные товары по заниженным ценам.
Кроме того, в законодательство введены нормы прямого действия, которые определяют перечень ювелирных изделий и спиртосодержащей продукции, являющихся подакцизными.
Плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.
Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка «по рыночной цене». Но шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. При этом в налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров, в том числе авансовые выплаты.
НК установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК. С 1 января 2002 г. из списка подакцизной продукции исключены нефть и стабильный газовый конденсат в связи с введением гл. 26 НК.
По данному налогу налоговый период — календарный месяц.
Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:
для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
К доходам относятся:
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав;
внереализационные доходы, которыми признаются следующие:
от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;
в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком;
от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком др.
При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);
в виде сумм НДС, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации при передаче имущества, не материальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов и др.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, автономным учреждениям в форме субсидий, субвенций;
полученных грантов. При этом грантами признаются денежные средства, предоставленные для поддержания науки и образования, культуры и искусства;
инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ и др.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
освоение природных ресурсов;
научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
обязательное и добровольное страхование;
прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
на приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию и т.д.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб.
Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).
Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:
имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования и т.д.
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;
расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг;
расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством РФ;
5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, и др.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли.
Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговая ставка в основном устанавливается в размере 20%
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 4,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 15,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Начиная с 2003 г. организации обязаны вести расчет налога на прибыль не только по данным налогового, но и бухгалтерского учета с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
Очевидным достоинством ПБУ 18/02 является то, что оно позволяет отразить в бухгалтерской отчетности информацию, которая раньше была невидимой, например: отличие налога на «бухгалтерскую прибыль (убыток)», признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль, а также понятие текущего налога, различия между бухгалтерской и налоговой прибылями, причины их возникновения и суммы, способные оказать влияние на величину налога в будущем (временные разницы, отложенные активы и обязательства).
Законодатель ввел понятие косвенных расходов (признаются в период их осуществления) и прямых расходов (рассчитываются по специальным расчетам).
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Налог на доходы физических лиц. Данный налог установлен гл. 23 НК и взимается на всей территории России.
Согласно ст. 209 НК объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так ив натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК.
При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами; выделены доходы, не подлежащие налогообложению.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.
Налоговые вычеты — это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. В соответствии с НК плательщики налога на доходы физических лиц получили право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.
Дата фактического получения дохода — это день, в который необходимо исчислить налог на доход физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному.
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога. Введены четыре фиксированные налоговые ставки: 13% (основная ставка налога), 30% (на доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ), 35% (от стоимости любых выигрышей и призов; процентные доходы по вкладам в банках и сумма экономии на процентах за пользование заемными средствами); 9% (в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием).
При исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 6, 30 и 35%, налоговые вычеты не применяются.
Общая сумма налога, которую налогоплательщик должен уплатить по итогам налогового периода (календарного года), определяется как сумма налогов, исчисленных по разным налоговым ставкам применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата фактического получения которых относится к отчетному календарному году.
Особое место в подоходном налогообложении занимают льготы, главной целью которых является сокращение величины налогового обязательства налогоплательщика путем выведения из-под налогообложения отдельных объектов обложения либо путем уменьшения налогооблагаемой базы.
НК установлены четыре вида стандартных вычетов:
1) в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода — распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь;
лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и др.;
2) в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода — распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации;
лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР;
участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан др.;
в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода — предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 тыс. руб.
в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется:
на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей;
каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.
Налоговый вычет предоставляется следующим категориям налогоплательщиков: родителям, супругам родителей, опекунам и попечителям.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. Если ребенок является учащимся дневной формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом или курсантом, то вычет производится до достижения им 24 лет. Вычет предоставляется на весь период обучения, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак.
Предоставление вычета производится независимо от наличия у ребенка (детей) самостоятельных источников дохода и совместного проживания с родителями.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
Региональные налоги и сборы
Транспортный налог. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая база определяется:
в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, — как единица транспортного средства.
Налоговым периодом признается календарный год.
Средние налоговые ставки устанавливаются федеральным законодательством. При этом они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налог на игорный бизнес. Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Налогом облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:
игровой стол;
игровой автомат;
касса тотализатора;
касса букмекерской конторы.
Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Минимальный размер ставок налога в месяц составляет:
за один игровой стол — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;
за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.
Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов РФ, превышающие минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
Налог на имущество организаций. Данный налог устанавливается НК и законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками признаются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации Через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения признается:
— для российских организаций — движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, — находящееся на территории РФ не движимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
С 1 января 2006 г. утратили силу следующие налоговые льготы:
- освобождение от налогообложения организаций — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;
- освобождение от налогообложения организаций — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
- освобождение от налогообложения научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Отмена вышеназванных льгот по налогу на имущество организаций направлена на увеличение "налоговой базы данного налога, что впоследствии приведет к повышению поступлений сумм налога в бюджеты субъектов РФ.
- Федеральное агентство по образованию
- 1. Социальная политика государства на современном этапе.
- 2. Характеристика рынка труда Структура и сущность рынка труда
- 3. Имущество предприятий
- Система показателей эффективного использования основных фондов.
- 4. Труд и его оплата в условиях рынка.
- 1. Среднесписочная численность работников:
- 4. Коэффициент текучести кадров:
- Социальная структура коллектива
- Организация и нормирование труда
- 5. Себестоимость, прибыль, рентабельность
- 6. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия
- 7. Бизнес-план предприятия
- Сильные и слабые стороны товара (услуги)
- 3. Маркетинг - план.
- Анализ и оценка конкурентов.
- Анализ ценовой политики.
- 4. Производственный план.
- Потребность в основных фондах (тыс. Руб.)
- 5. Организационный план.
- 6. Финансовый план.
- Распределение чистой прибыли
- 2. Направления использования средств:
- Баланс денежных средств
- Доходы и затраты
- 7. План по рискам, страхование
- Финансово-экономические риски
- 8. Банкротство и санация
- 9. Современная система налогообложения
- Федеральные налоги и сборы
- Местные налоги
- 10. Социально-экономическая эффективность