logo search
дружинин психология семьи

А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).

Автор картины — француз по происхождению. Его можно встретить в истории русского искусства в разделе «Россика» — он жил и работал в России почти 18 лет.

Выделяемые признаки

1. Состав семьи

На картине изображена полная семья, состоящая из пяти членов: отца (автора произведения), его жены, их двух дочерей и сына (А. А. Дезар-но-младший).

2. Пространственное расположение фигур на картине 2.1. Ближний/дальний план. Центр композиции

В центре композиции расположен мольберт с находящимся на нем холстом.

2.2. Расстояние между членами семьи

Фигуры автора картины и его жены расположены в отдалении друг от друга. Дочери находятся очень близко от матери (и, соответствен­но, значительно дальше от отца), а сын стоит рядом с отцом (за его спиной) и далеко от матери.

2.3. Наличие каких-либо предметов между членами семьи Между матерью с дочерьми и отцом с сыном стоит мольберт с хол- стом.

2.4. Взаимная ориентация фигур

Взгляд одной из дочерей направлен в сторону матери, она пытается как бы заглянуть ей в лицо. Сын, стоящий за спиной отца, ориентиро­ван в его сторону. Остальные члены семьи ориентированы на зрителя.

2.5. Ориентация фигур относительно зрителя

Взгляд автора картины, его жены и одной из дочерей направлен на зрителя.

  1. Наличие изолянтов

  2. Деление членов семьи на группы

На этой картине отчетливо видно деление семьи на две группы: 1) мать с дочерьми и 2) отец с сыном.

3. Особенности графической презентации фигур на картине

3.1. Величина фигур

Фигура сына (стоит в полный рост) превосходит по высоте фигуры остальных членов семьи.

  1. Пропорции

  2. Поза, жесты, мимика, пантомимика

Автор картины с женой сидят в креслах. У отца в правой руке — кисть, а в левой — палитра. Сын стоит за спиной отца. Одна из дочерей стоит рядом с матерью с левой стороны от нее, другая сидит с правой стороны от матери.

4. Эмоциональный фон

Эмоциональный фон нейтральный, положительные эмоции не вы­ражены.

5. Наличие контакта, включенность в общее действие

Можно отметить наличие тесного контакта между одной из доче­рей и матерью (дочь держит за руку мать), другую девочку мать обни­мает. Между детьми контакта нет.

Заключение. На картине представлен типичный вариант протестант­ской модели семьи (см. сравнительную схему): тесная связь между от­цом и сыном, сын доминирует, мать с дочерьми отдалены от них. Это прекрасная иллюстрация проникновения протестантского типа семей­ных отношений в русскую дворянскую культуру.