21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.
Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.
Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.
Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования - все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.
Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.
Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.
Для того, чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор - первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.
Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.
Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.
Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его Б личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация): воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.
Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности
- 1.Социально-культурная деятельность как общественное явление
- 2.Сущность современной социально-культурной деятельности
- 4.Социально-культурная деятельность как приоритетное направление государственной культурной политики
- Глава 2. Закона о культуре в Республике Беларусь» дзяржаўная палітыка, дзяржаўнае рэгуляванне і кіраванне ў галіне культуры
- 5.Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности
- 6.Культурная активность – качество личности как субъекта деятельности
- 7.Основные этапы исторического развития социально-культурной деятельности
- 8.Развитие социально-культурных движений в Великом княжестве Литовском и в Речи Посполитой
- 9. Основные тенденции развития социально - культурной деятельности в Российской империи (XVIII - пач. Хх ст.)
- 10. Социально-культурная деятельность в контексте революционных событий в начала хх ст.
- 11.Культурно-просветительская работа в советский период: общие черты и направления развития
- 12. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление
- 13.Теория социально-культурной деятельности как область научного знания
- 14.Понятие «социально-культурной деятельность», «культурно-просветительская работа»
- 15.Функции теории социально-культурной деятельности
- 16.Типология общественных потребностей в социально-культурной деятельности
- 1.2. Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
- 1.3. Потребность в социальной регуляции досуга
- 17.Типология личностных потребностей в социально-культурной деятельности
- 2.1. Потребность в оценке собственного поведения окружающими.
- 2.2. Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания.
- 2.3. С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации.
- 2.4. Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека.
- 2.5. Тесно связана с вышеуказанной, потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации.
- 18.Научный статус теории социально-культурной деятельности
- 19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности
- 20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности
- 21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
- 22.Принципы социально-культурной деятельности
- 23.Функции социально-культурной деятельности
- 24.Формы и методы социально-культурной деятельности
- 25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности
- 26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы
- 27.Типология учреждений культуры в Беларуси
- Глава 4. Закона о культуре в Республике Беларусь арганізацыі культуры
- 28.Клубные учреждения как субъект социально-культурной деятельности
- 29.Музей в пространстве социально-культурной деятельности
- 31.Концертно-зрелищные организации как субъекты социально-культурной деятельности
- 32.Выставки и галереи как центры социально-культурной деятельности
- 33.Социально-культурная деятельность кинотеатров
- 34.Сущность и классификация социально-культурных технологий
- 35.Рекреационно-оздоровительные технологии
- 36.Технологии развлекательно-игровой деятельности
- 37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
- 40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга
- 41.Технологии празднично-зрелищной деятельности
- 42.Технологии празднично-обрядовой деятельности
- Грамніцы
- Масленіца
- 43.Социально-защитные и реабилитационные технологии
- 44.Проектные технологии в сфере социально-культурной деятельности
- 45.Принцип добровольности и самодеятельности
- 46. Дифференцированный поход к различным социально-демографическим группам как основополагающий принцип скд
- 47.Принцип единства организационных и воспитательных действий в теории социально-культурной деятельности
- 48.Понятие « досуг», «досуговая деятельность», «культурно-досуговая деятельность»
- 49 Правовое обеспечение деятельности социально-культурной деятельности в Беларуси
- 50. Характеристика системы научного и информационно-методического обеспечения скд
- 51. Социально-культурная деятельности как пространство профессиональной деятельности
- 52.Культуролог-менеджер как субъект организации социально-культурной деятельности
- Список библиографических источников
- Приложение
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11