logo search
Лекции МиТРСП_экзамен

Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.

Кризис - это состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуа­цией с помощью привычных средств. Вьделяют 2 типа кризисных ситуаций:

  1. обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле;

  2. обусловленные травмирующими событиями жизни.

Кризисные ситуации могут иметь объективный и субъективный компоненты, следствием кризисной ситуации является, как правило, нарушение равновесия лич­ности, эмоциональные перегрузки, блокирование важнейших потребностей индиви­да, нарушение адаптированности личности во внешнем мире.

Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства. В попытке вновь достичь равновесия человек проходит несколько стадий:

  1. - предпринимается попытка использовать собственные привычные методы решения проблем;

  2. - мобилизуются ранее не использовавшиеся резервные методы преодоления;

3 - если проблема сохранилась и ее невозможно решить, продолжает нарастать напряжение, сопровождается дезорганизацией и прекращением сопротивления.

Продолжительность времени между случившимся несчастьем и выходом из кризисной ситуации широко варьируется и зависит от тяжести травмирующего со­бытия, реакции индивида, проблем, которые должны быть решены, имеющихся ре-сур со в и средств для разрешения проблемы.

При шоковом кризисе (внезапные катаклизмы в социальном окружении, например, смерть близкого, насилие и т.д.) - наблюдается сильная эмоциональная ре­акция, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и "чахнуть". При исто­щающем кризисе (развивающемся длительно, например, развод, выход на пенсию) человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но затем сопротивление ослабевает, и человек не имеет достаточных сил и ресурсов (внешних и внутренних), наступает состояние острого кризиса.

Для того чтобы социальный педагог смог эффективно помочь человеку выйти из кризисной ситуации, необходимо владеть методикой кризисного вмешательства, задача которого - смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиентов на пре­одоление кризиса.

Разработано большое число моделей кризисного вмешательства (Р. Рапопорт, Г. Пейрад, Л. Селби и др.), которые могут быть использованы социальным педагогом.

Одной из таких моделей является следующая:

1. Начальная фаза предполагает определение и оценку ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит (произошло). Социальный педагог cocpeдотачивается вначале на факте, событии или происшествии, которое вынудило кли­ента обратиться за помощью в данный момент, затем старается выявить первона­чальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту предоставляют оценку ситуации и вместе с ним раз­рабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные це­ли, задачи и график ближайших встреч.

  1. Средняя фаза сосредоточена на решении специфических проблем кризисной ситуации. Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, а также поиску возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях.

  2. Итоговая фаза - обсуждение результатов, которые были достигнуты со времени первого посещения, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений. Если проблему можно считать решенной или клиент ощуща­ет надежду и чувствует что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, то составляется (при необходимости) план его дальнейшей деятельности. Если на этом этапе работы участие социального педагога все еще является необходимым, определяются цели, задачи и план последующих совместных действий.

Если у клиента наблюдаются следующие признаки, то необходимо привлечение психиатра:

Социальному педагогу следует помнить о том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны. Основные виды кризисов, которые он не может проигнори­ровать, следующие:

25.