1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
Противоречие отношений доминирования и ответственности будет являться главным источником конфликтов в семье.
Семейные отношения — анализ творчества
Портрет семьи, или Портрет психологических отношений
В психологии широко используется выдвинутая 3. Фрейдом концепция проекции. Человек склонен неосознанно проецировать свое психическое состояние на окружающее, приписывая людям свои собственные черты и переживания. Интерпретируя неопределенные ситуации, пытаясь понять содержание непонятных произведений, мы представляем воображением недостающие компоненты ситуации, трансформируем и переосмысливаем стимулы и тем самым привносим свое «я» в описание реальности. На этом эффекте основан метод проективного тестирования.
Известно, что искусство (в частности, живопись) является мощнейшим средством психотерапии. Этот метод получил название «артте-рапия». Человек может избавиться от последствий психологической травмы, если он нарисует травмирующее событие или ситуацию, которая вызывает у него эмоциональный стресс. В любом случае продукты индивидуального творчества являются проявлением личностных особенностей, эмоционального состояния, мировоззрения творца.
Но художник-профессионал является не только носителем своих личностных черт и выразителем своего субъективного опыта. Он принадлежит к определенной культуре, в ней воспитан и в детстве присвоил ценности, нормы и мировоззрение своего социального окружения. В его индивидуальном творчестве воплощаются социально-психологические и культурно-психологические модели, стереотипы, коллективные представления или, пользуясь терминологией К. Юнга, архетипы коллективного бессознательного.
Можно предположить, что, изображая людей, принадлежащих к той или иной социокультурной общности, художник будет неосознанно (или осознанно — это сути дела не меняет) выражать на холсте определенные структуры отношений между людьми. Причем каждому виду отношений будут соответствовать определенные параметры изображения. Конечно, связь этих параметров и содержательных психологических отношений будет ясна только для психолога, который владеет методикой анализа продуктов творчества.
Художник, рисующий портрет семьи, будет (вольно или невольно) так строить композицию (а это в его власти!), чтобы она соответствовала его глубинным личным представлениям о том, какой должна быть или какой является семья.
Поскольку в любом заказном семейном портрете присутствует элемент идеализации, то вес, влияние представлений об идеальной модели семьи должны быть очень велики. Тем самым художники неосознанно должны воплощать своим творчеством идеальные кросскультурные модели семьи в форме семейного портрета.
Следовательно, анализируя и сравнивая произведения живописцев, работавших в разное время и принадлежащих разным культурам, мы можем выделить те же психологические модели семьи, которые встречаются в реальной жизни и/или служат образцами для подражания в данной социокультурной общности.
Разумеется, контент-анализ произведений искусства очень распространен в отечественной и зарубежной социальной психологии. Часто анализируются поэтические произведения, произведения живописи, музыки, телефильмы, кинофильмы, радиопьесы и т. д. Обычно изучают разные психологические аспекты:
психологические особенности создателей художественных произведений;
отражаемую в произведениях социальную реальность;
3) специфику стилей искусства; 4)особенности аудитории;
5) эффект воздействия искусства на аудиторию и т. д.
Однако отражение семейных отношений до сих пор не было предметом подобных исследований (по крайней мере мне таковые неизвестны). Близкие, с одной стороны, по проблематике, а с другой стороны — по материалу анализа исследования проводились под руководством известного санкт-петербургского психолога В. Е. Семенова1.
1 Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.
7-2136
Его интересная книга, к сожалению, вышла небольшим тиражом, и я постараюсь изложить вкратце методы и результаты, которые в ней приведены, чтобы читателю была понятна специфика подобных исследований.
В первом исследовании изучались образы брака и любви в прозе молодежных журналов. Были проанализированы 12 номеров журнала «Юность» и 12 номеров «Советской молодежи» — с июня 1968 г. по июнь 1969 г
Исследователи выявили 161 сюжет, связанный с описанием брака и любви, из них 111 относились к 60-м гг. Чаще авторами произведений выступали мужчины Оценивались взаимоотношения персонажей по 5-балльной шкале.
Оказалось, что степень благополучия персонажей в браке снижается в зависимости от отнесенности к эпохе: наиболее благополучными отражались отношения эпохи Гражданской войны и наименее — эпохи 40-50 гг. Отрицательных опенок брачных персонажей 60-х годов меньше. Авторы-женщины чаще наделяют отрицательными чертами персонажей-мужчин, чем персонажей-женщин. Авторы-мужчины к таким односторонним оценкам не склонны, хотя чаще в качестве главного героя изображают мужчину. Вообще авторы-женщины чаще описывают неблагоприятные брачно-семейные отношения. Авторы-мужчины склонны описывать мужа как профессионала, а жену — как хозяйку и мать, ничего не говоря о будущем женщины.
Исследователи выявили два тина описания брачных отношений. Пер-выи тип характеризует мужскую точку зрения на брак, точнее на его вариант, распространенный в реальной жизни писателей: «Так, наиболее характерными являются следующие образы: муж — яркая творческая личность, а жена — его скромная заботливая подруга. Она не блещет способностями, по зато хорошо ведет хозяйство, готовит, ухаживает за детьми. Жена не способна разделять "высокие'' интересы и занятия мужа, а если и живет его интересами, то лишь в роли обслуживающего персонала (секретарши, помощницы).
- Владимир Николаевич Дружинин Психология семьи 3-е издание
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе //Эрос и личность. М, 1989, с. 134.
- 1 Бердяев н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989, с. 142.
- 1 Елизаров а. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник мгу. Сер. 14. Психология, 1996, № 1, с. 42-49.
- Ответственность, власть, любовь
- 30 Лет (с 1960 по 1990 г.) уровень разводов возрос почти в 15 раз; он самый высокий в мире.
- Нормальная семья
- 1 Семенов ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1987.
- 1 Лапин б. Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Общественные Науки и современность. 1995, № 3, с. 149.
- Общехристианская модель семьи
- 2Левин м. В. Лекции по астрологии. Часть 1. М., 1994, с. 32-33.
- 1 ГумилевЛ. Н. Конец и вновь начало. М., 1994, с. 188.
- Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
- 1 Иваницкий в. Г. Русская женщинам эпоха «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, с. 169.
- 1 Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
- Семейные отношения в католицизме и протестантизме
- 1 Протестантизм. М., Политиздат, 1990.
- 1 Поршнев б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. 1958, № VI, с. 100.
- 1 Тарле е. В. Талейран. М., 1992.
- Сын и дочь
- Семья в советской России: гибель и воскрешение
- 1 Янкова 3. Б., Ачилова е. Ф., Лосева о. К, Мужчина и женщина в семье. М., 1983.
- 1 Савченко и. Л. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Савченко и. А. Роль мужчины в формировании личности ребенка в семье. Дипломная работа. Мипкро. М., 1995.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникации. СПб., 1995, с. 83.
- 1 Семенов в. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995, с. 105.
- Маргарет жерар. «Материнство». 1800-1810 гг. (гмии)
- А. О. Аезарно-старший. «Семейный портрет художника». 1827 г. (грм).
- Франсиско гойя. «Семья герцога Осуна». 1788 г., (Мадрид, Прадо)
- Ц. М. Славянский. «Семейная картина (На балконе)». 1851 г. (грм)
- H. Ларжильер. Автопортрет с семьей. Ок. 1710-1712 г. (Париж, Лувр)
- В. А. Голике. Портретная группа. 1834 г. (грм)
- А. П. Рябушкин, Семья купца в XVII в. 1896 г. (грм).
- Э. Гесфз ер. Семья слесарных дел мастера Гаушильда. 1843 г. (Берлин, Меркишес музеум).
- Анекдот как зеркало русской семьи
- Мужчина в русских анекдотах
- Мужчина в американских анекдотах
- Русская женщина
- Американская женщина
- Стиль семейного воспитания и детский интеллект Неполные семьи и несчастные дети
- Влияние социоэкономических факторов
- 1 Лангмейер й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.
- Состав семьи и интеллектуальное развитие детей
- Боящихся неудач
- Заключение
- 1 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим, 1976, с. 514