logo search
Лекции МиТРСП_экзамен

Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.

У детей группы риска, попадающих в интернатные учреждения, в большей степени нарушено равновесие между «хорошими» и «плохими», одобряемыми и неодобряемыми сторонами личности и поведения.

Одна из особенностей таких детей депривация (от англ. – лишение, утрата). Это психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей. Социальная депривация возникает в связях с окружающей социальной средой, например, утраты близких людей. Социальная депривация ребенка – лишение тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов для выживания и социального развития ребенка. Таким образом, депривация влияет на социализацию личности.

Депривация характеризуется выраженными отклонениями в его эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Депривация в общении с матерью приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам.

Социальным педагогам необходимо знать, что в ребенке хорошее, и опираясь на это помочь увидеть возможности изменения к лучшему. Необходимо знать, что ребенок умеет делать хорошо, что у него получается, какие есть сильные стороны, что вызывает затруднения, в чем он отстает. Для этого социальный педагог должен уметь проводить диагностику социального развития ребенка и выделять те навыки, которым необходимо научить.

Наибольшую трудность при организации процесса адаптации к учреждениям интернатного типа вызывают дети 10-11 лет и старше. К детям этого возраста очень трудно найти правильный подход, а к более старшим – иногда невозможно. Как следствие они чаще убегают из интернатных учреждений, конфликтуют со взрослыми, срестниками, труднее приспосабливаются к требованиям дисциплины и режима.

Дети, оторванные от семьи, лишенные родительского тепла, часто не умеют строить нормальные отношения с окружающими людьми: они агрессивные, ведут себя вызывающе, оскорбляют окружающих, с подозрением относятся ко всем взрослым.

Можно выделить 4 уровня организации процесса адаптации детей к условиям учреждения интернатного типа:

На первом уровне – деятельность социального педагога направлена, прежде всего, на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, на восстановление личностной ценности, равновесия его чувств. Только после снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных) можно заниматься психическим развитием ребенка.

Процесс вхождения ребенка в коллектив учреждения интернатного типа очень сложен. Деятельность социального педагога должна обеспечивать смягчение этого процесса, должна способствовать появлению у ребенка чувства безопасности. Знакомство с режимом жизни учреждения протекает довольно сложно, так как его уклад отличается от «домашнего». Вхождение ребенка в группу детей также имеет много трудностей, так как ребенок пребывает в состоянии неуверенности, неопределенности из-за незнания своей дальнейшей судьбы, что приводит к нарушениям поведения, негативизму, неблагодарности, агрессии.

Владея специальными методиками и техниками, социальный педагог помогает ребенку написать «Историю моей жизни», «Книгу обо мне», где он высказывает свои мысли, делится чувствами и осознанием своей жизненной ситуации. В процессе этой работы ребенок должен осознать, почему в данном учреждении такие требования и почему их необходимо выполнять. Это снимает многие вопросы нарушений поведения (побеги, конфликтность), помогает устранить трудности учебы и соблюдение режима.

Большие трудности вызывает у социального педагога планирование свободного времени детей. Социальный педагог должен проводить активные формы работы с группой детей, направленные на воспитание умения выделять наиболее интересные занятия, выслушивать желания и мнение других детей.

Социальный педагог может помочь детям лучше узнать свою биологическую семью, проследить путь её развития, узнать о своих родственниках. Для этого можно использовать рисуночные тесты, анкеты, арттерапию, игровую терапию.

С детьми, находящимися в учреждениях интернатного типа обязательно должна проводиться психологическая помощь и поддержка, включающая: индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию, психотерапию и др.

Второй уровень работы социального педагога в учреждениях интернатного типа включает в себя работу с педагогическим коллективом. Задача психолога и социального педагога – помочь педагогическому коллективу ознакомиться с особенностями детей разных возрастов, с индивидуальными характеристиками каждого ребенка, с психологическими особенностями детей, воспитывающихся вне семьи, со спецификой их социальных проблем. Специалисты должны помочь педагогическому коллективу овладеть некоторыми методиками работы с данной категорией детей.

Третий уровень системы социально-педагогической помощи – это приглашение специальной команды профессионалов для оказания помощи детям имеющим особенно трудные проблемы. Необходимость такой помощи возникает тогда, когда психолог и социальный педагог, работающие непосредственно в учреждении, не в силах помочь ребенку, у которого есть проблемы, решение которых выходит за рамки компетенции данных специалистов. В команду приглашенных специалистов могут входить, например, юрист, невролог, сексопатолог, социальный работник.

Четвертый уровень – социально-педагогическая и психологическая помощь оказывается всему педагогическому коллективу учреждения и имеет целью повышение квалификации работников. Помощь может быть оказана в виде научно-практического семинара, курсов повышения квалификации.

Основные функциональные обязанности социального педагога в учреждениях интернатного типа:

1. Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов здоровья детей в педагогическом процессе.

2. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка в быту и досуговой деятельности.

3.Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности.

4. Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.

5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации.

6. Организация и координация различных видов социально и педагогически запущенных воспитанников.

7. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально-педагогически-запущенных воспитанников.

8. Посредничество между воспитанником и учреждением, членами семьи, социальными институтами.

9. Взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании помощи воспитанникам.

10. Совместное сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников, обеспечению их жильем, пособиями, пенсиями и льготами.

Общая технология работы социального педагога в детском доме

Этапы работы социального педагога:

1 этап – диагностический. Определение социального статуса ребенка. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка и т.д. Изучение детского коллектива.

Методы и формы организации деятельности социального педагога: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка.

2 этап – прогностический. Составление индивидуальной программы развития воспитанника.

Методы и формы: анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической, социальной реабилитации ребенка.

3 этап – коррекционно-реабилитационный. Реабилитация проводится с помощью других специалистов (медиков, психологов и др.).

Медицинская реабилитация предполагает комплекс оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация предполагает проведение занятий, связанных со снятием тревоги, беспокойства, напряжения ребенка.

Педагогическая реабилитация предполагает проведение дополнительных занятий по программе школы и коррекции.

Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников, ознакомления со структурой и функциями семьи.

Методы и формы: наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанников, взаимодействия с социальными службами и учреждениями.

4 этап – патронирующий. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством, продолжением обучения.

22.