logo search
социология шпоры

9.Охарактеризуйте соціологічну теорію т. Спенсера, її основні положення, методологія.

Другая концепция - социобиологическая - обоснована Г. Спенсером (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическим организмом как нечто целое, несводимое к совокупности отдельных элементов. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функция, названных впоследствии управлением. Подобно Ч. Дарвину, Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни, выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям судьбы.

Однако вскоре концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Т. Спенсера были подвергнуты критике преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843-1904), Г.Лебоном (1841-1931) и особенно Ф. Теннисом (1855-1936), а также в известной степени Дж. С Миллем (1806-1873). Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченность эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяс¬нить роль субъективного фактора в историческом процессе. Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи ве¬рования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций. Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Ф. Теннис придавал первостепенное значение воле, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией были представлены и развиты в трудах английского социолога Г.Спенсера. Он разделял основной взгляд Конта, что общество является своего рода организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с эволюционной теорией Дарвина, которая оказала сильное влияние на социологию. Социологи переносили на общество принципы естественного отбора и борьбы за существование.

Центральное понятие всей концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция способствует тому, что общество из бессвязного состояния переходит в определенное социальное целое.

Спенсер выделяет две фазы развития общества: военную (примитивную) и промышленную (индустриальную). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Индивид в таком обществе принудительно подчинен социальному целому. В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, социальная организация становится более гибкой, а индивид становится свободным в проявлении своих потребностей и интересов. В целом Спенсер дал реальную картину исторического процесса, отражающую переход от общества с преобладанием натурального хозяйства и жесткой иерархической системой к обществу, основанному на товарном производстве и разделении труда.