Классификация методов, используемых социальным педагогом
Методы социальной работы:
Методы социальной диагностики: интервью; мониторинг (контроль с периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью); социологический опрос; экспертная оценка (метод прогнозирования социального явления или процесса); биографический метод; зондажно-информационное обследование (сбор сведений о численности, составе и динамике местного населения); социально-исторические обследование (изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций); информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, писем и жалоб граждан; социальное картографирование (анализ динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов).
Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, группа поддержки.
Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социальный патронаж, социально-медицинский уход, социальное обслуживание.
Методы социальной реабилитации: трудотерапия, групповая терапия.
Социально-экономические методы: метод льгот и пособий, метод компенсаций, социально-экономические санкции.
Организационно-распорядительные методы: нормирование, регламентирование, инструктирование, контроль и проверка исполнения.
Психологические методы:
Психодиагностические: тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия (метод, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе по определенному критерию).
Психокоррекционные: психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, социально-психологический тренинг, тренинг поведения.
Методы психологического консультирования: эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, выдвижение гипотез.
Методы психотерапии: самовнушение, психоанализ, суггестия, групповая терапия, семейная психотерапия.
Педагогические методы:
Организационные: педагогический эксперимент.
Диагностические: педагогическое наблюдение, естественный эксперимент.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, дискуссия, лекция), наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с наглядным материалом), практические (упражнения, лабораторные и практические занятия, игры, труд).
Методы воспитания: положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, самовоспитание, организация успеха и пр.
Социально-педагогические методы:
Методы социального воспитания: метод мотивирования и приобщения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества.
Методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, на чувства, на поведение.
Методы организации социально-педагогического взаимодействия: методы целеполагания, методы ценностного ориентирования, методы организации деятельности, методы общения, методы оценки, методы самореализации.
№ 4.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми