logo search
армы 4 уровень

Валентин Серов

Валентин Серов — один из самых известных художников конца XIX — начала XX в.

Он родился 7 января 1865 г. Отец Серова был профессором консерватории. Близкими друзьями семьи были знаменитые музыканты, художники, ученые.

Когда Серову было 6 лет, неожиданно умер отец. В их доме сразу стало тихо и скучно.

В 1880 году Серов стал студентом Петербургской академии художеств, но учеба в Академии разочаровала юношу, и за несколько месяцев до окончания он бросил Академию, хотя ему обещали дать медаль и деньги для продолжения учебы за границей. Но Серову захотелось независимости.

В 23 года молодой художник решился показать свои картины на всероссийской выставке в Москве. Все картины Серова были куплены прямо на выставке. Огромный успех сделал его не просто известным, но и модным художником. Он получал множество заказов на портреты. И художник не отказывался от заказов, даже если люди, которых он рисовал, не всегда ему нравились. Для него главным было показать внутренний мир человека со всеми его плюсами и минусами. Он был очень честным человеком, прямым по характеру.

Умер Валентин Серов 22 ноября 1911 года. На его похоронах много говорили о таланте художника, но еще больше говорили о том, что Серов был совестью русских художников.

Текст 20.

***

Мы привыкли к белым статуям в музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда в красный и синий, оружие – в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми потому, что зрачки у них не вырезались, а писались по мрамору краской.

Греки любили живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. «Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям», – сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелос (отсюда наше слово «мел»), лучшую желтую – из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость.

Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть «фреска». А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на желтке – этот способ потом назывался «темпера», так работали средневековые иконописцы.

(М.Гаспаров)

Текст 21.

***

Для известной русской балерины Майи Плисецкой вопроса «Кем быть?» не было, потому что, еще не научившись хорошо ходить, она уже танцевала. Она всегда знала, что будет балериной.

Плисецкая родилась в московской семье, где все занимались искусством. С детства она слышала рассказы о жизни театра, об искусстве.

Майя училась в Московской балетной школе у опытного педагога. Майя была очень талантливой девочкой. Природа дала ей все: легкие ноги, красивые руки, музыкальность. Все это ставило девочку на первое место в классе. Преподавателям работать с ней было просто и интересно.

Но природные способности иногда мешали Майе. Она очень долго не могла понять, что танец – это прежде всего труд, тяжелый труд каждый день. И она очень переживала, когда в танце она что-то не могла сделать.

Так было много лет назад. Шли годы. Майя Плисецкая училась не только танцевать, но и работать, работать постоянно, ежедневно.

У Плисецкой были и есть талант и огромная работоспособность, поэтому она стала одной из самых известных балерин мира. Однажды Майю спросили: «Сколько лет вы учились танцу?» Она ответила: «Всю жизнь и каждый день».

Текст 22.