logo
армы 4 уровень

1. Задание на срс:

Написать автобиографию

2. Задание на СРС:

Ролевая игра «Прием на работу» (используя иллюстрации и материал арма, составьте диалоги по ситуации)

Литература

  1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

  2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

  3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

  4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

  5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

  6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

  7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

  8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

  9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

  10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

  11. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

  1. Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

  2. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

  3. Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

  4. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

  5. Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дисциплина:

Уровень:

Практическое занятие:

Лексическая тема:

Грамматическая тема:

«Русский язык»

4

№ 15

Увлечения современной молодежи

ЛСГ глаголовпытаться/пробовать

Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП)

Семестр: первый

Учебный год: 2013-2014

Кол-во кредитов: 2

Преподаватель: ассоциированный профессор

Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

Прочитайте текст. Кратко сформулируйте основную тему текста.

Увлечения «поколения Next» очень разнообразны, часто экстремальны и необычны. Перечень этих увлечений неограничен. Поэтому поговорим лишь о некоторых из них.

Граффити – рисунки или надписи на стенах зданий, подземных переходов, заборов и других поверхностях. Хотя это увлечение и нельзя назвать новым, но то, что граффити стало своеобразным видом уличного искусства, изменившим облик улиц многих городов, несомненно.

Руфинг – одно из увлечений современной молодежи. Заключается оно в том, что вам нужно найти способ, чтобы выбраться на крышу какого-нибудь многоэтажного дома, устроить там своеобразный пикник, сделать много фотографий или просто посидеть в тишине. Увлечение это связано с риском для жизни, так как крыша – довольно опасное место. Нельзя терять бдительность, находясь на крыше.

Паркур своеобразная уличная акробатика, быстрое преодоление различных городских препятствий, будь то автомобиль, дерево или крыша здания. Трейсеры – это те люди, которые занимаются паркуром. Это увлечение довольно травмоопасное, потому как трейсеры выполняют свои трюки без страховки, во дворе обычного дома или на стройке, а не в спортивном зале.

Увлечения и хобби молодых людей демонстрируют их желание жить весело, разнообразно, бежатьот «серости», будничности и банальности.

(по материалам сайтов: http://www.expert.ru; http://enisei.aif.ru; http://www.city-n.ru)

1. Какие увлечения появились в молодежной среде за последние несколько лет?

2. Как вы думаете, почему увлечения, о которых рассказывается в тексте, становятся все более популярными?

3. Как вы проводите свое свободное время? Могли бы Вы заняться чем-нибудь подобным?

Определите значение следующих глаголов:увлекать(-ся) – увлечь(-ся), развлекать(-ся) – развлечь(-ся), отвлекать(-ся) -отвлечь(-ся), привлекать(-ся) – привлечь(-ся)

Впишите подходящие глаголы в нужной форме.

1. Моя подруга серьезно … фигурным катанием.

2. Она бы очень хотела … к этому виду спорта и меня.

3. Замечательная игра актеров на сцене Большого театра … всех зрителей.

4. Исторический роман был такой интересный, что я не мог … от него ни на минуту.

5. Во время каникул в Москве мы с другом очень весело … .

6. Телевизионная реклама нового товара … большое число покупателей.

7. В трудные моменты жизни мой друг всегда приходит мне на помощь и … от грустных мыслей. 8. Бабушка … любимого внука все выходные.

Из двух противоположных мнений выберите то, с которым вы согласны и обоснуйте свою точку зрения

за

против

паркур и руфинг, как экстремальные молодежные увлечения, очень скоро получат широкое распространение.

у подобных молодежных движений нет будущего.

Как Вы понимаете следующие выражения:

серые будни; испытать себя; игра со смертью; играть в прятки с собственной жизнью.

Послушайте текст. Ответьте на вопросы:

1. О каком новом увлечении молодежи идет речь в тексте? Какова его цель?

2. В чем заключается схема буккроссинга? Как она работает?

3. Почему это течение получило широкое распространение на Западе?

4. Какие книги участвуют обычно в буккроссинге?

5. Хотели бы Вы поиграть в такую игру? Почему?

6. Существует ли подобное течение в нашей стране?

7. Есть ли у этого молодежного движения перспективы развития? Почему?

Объясните, как вы поняли выделенные слова и выражения в следующих предложениях

1. В далеком прошлом книги были рукописными и стоили безумно дорого, не каждый человек мог себе позволить приобрести книгу.

2. Несколько лет назад родилась идея буккроссинга – нового модного течения для любителей книг.

3. Освободить книги от бесполезного простаивания на полках и превратить весь мир в «огромную библиотеку» – примерно так можно сформулировать идею проекта.

4. Книга оставляется в общественном месте, доступном для широкой публики.

5. Все, что нужно сделать новому обладателю книги, – это зарегистрировать находку на сайте, оставить, по желанию, рецензию о прочитанном произведении и снова выпустить книгу «в люди».

6. В России, например, в свободном книгообращении находятся бестселлеры известных писателей Бориса Акунина, Чака Паланика, Джона Толкиена и Владимира Сорокина.

Познакомьтесь с мнением людей о буккроссинге.

Александр Асмолов, член-корреспондент РАО, профессор МГУ, психолог: «Новое явление тем и интересно, что оно никогда не имеет однозначного толкования. Буккроссинг в России только начал развиваться, делать глубокие выводы рано. Однако на фоне различных молодежных культур подобное объединение выглядит очень выигрышно. Ведь основной деятельностью в нем является не агрессивное "гуляние" по улицам, а общение с помощью обмена книгами. Это, с моей точки зрения, в высшей степени конструктивное явление».

Татьяна, студентка: «У такого движения есть один большой минус – никогда не знаешь, к кому попадет твоя любимая книга. У меня книги уходят иногда, к друзьям, и там оседают. И мне было бы жалко, конечно, если бы мои книги ушли к не очень хорошим людям... Поэтому у меня двойственное отношение к буккроссингу».

Анна, студентка: «У меня отношение к книгам повышенно-ревностное. Может быть, даже чересчур. Я могу подарить книгу, но, если ее не читают, я ее забираю назад. Вот такая странность. А насчет того, чтобы оставлять книги... Думаю, наоборот, пора разрабатывать датчики на книги: потерял книгу, или стащил кто – у тебя на базе кнопочка загорелась и местоположение книги видно».

Мариам Акопян, буккроссер со стажем: «Чувство, что ты «выпустил» книгу и она будет кем-то прочитана, не сравнимо ни с чем другим. Какие ночные клубы, бездарные киношки, гламурное чтиво! Это время можно потратить на чтение. Но главное, найти единомышленников».

Алесь Явдаха, журналист: «Буккросинг – это просто игра для людей, которым нечего делать».

С какими из них вы согласны, а с какими нет. Аргументируйте свою точку зрения.

Вместо точек вставьте глагол ПЫТАТЬСЯ / ПОПЫТАТЬСЯ или ПРОБОВАТЬ / ПОПРОБОВАТЬ в нужной форме. Мотивируйте свой выбор.

1. Она не раз ... поговорить с ним об этом, но он только слушал и не отвечал ни слова. 2. Молодому художнику захотелось ... свои силы в оформлении детских книг. 3. Мне кажется, вам понравится это блюдо, ... его, пожалуйста. 4. Не ... меня уговаривать, я уже принял решение. 5. В юности многие ... писать стихи. 6. Попав на восточный базар, очень трудно удержаться и не ... то или иное лакомство. 7. Врачи ... спасти больного, но было уже поздно. 8. Он всем своим видом ... показать, что ничего не произошло, но все поняли, что он глубоко переживает случившееся.

Вставьте вместо точек глагол СТРЕМИТЬСЯ, СТАРАТЬСЯ / ПОСТАРАТЬСЯ, ПЫТАТЬСЯ / ПОПЫТАТЬСЯ, ПРОБОВАТЬ / ПОПРОБОВАТЬ в нужной форме. Мотивируйте свой выбор.

1. Он всегда ... быть непохожим на других. 2. Слушая захватывающий рассказ старшего брата, вернувшегося из путешествия, мальчик ... не пропустить ни одного слова. 3. Художник ... усовершенствовать свою картину, нанося на холст все новые и новые мазки. 4. Она мучительно ... вспомнить имя этого писателя, но так и не смогла. 5. После долгого отсутствия он так ... скорее попасть в родной город, что ни усталость, ни трудности с билетом не могли его остановить. 6. Он ... перевести разговор на другую тему, но его собеседник все время возвращался к случившемуся. 7. Речь у него была быстрая, сбивчивая, он знал это и ... говорить как можно медленнее и отчетливее. 8. Вчера мы ....попасть на спектакль, но, к сожалению, не смогли достать билетов. 9. У тебя не получилась эта задача? Не огорчайся, ... решить ее другим способом.

Восстановите диалоги, употребив при этом глагол ПЫТАТЬСЯ / ПОПЫТАТЬСЯ или ПРОБОВАТЬ / ПОПРОБОВАТЬ.

Ситуация «В гостях»

1. - …

- Большое спасибо, с удовольствием.

Ситуация «На работе»

2. - …

- Да, я согласна с вами, это трудно.

Ситуация «Неудача»

3. - …

- Ничего, не расстраивайтесь. Надеюсь, на будущий год вы поступите в институт.

Ситуация «советуют заняться чем-то другим»

4. - …

- Нет, я с детства хотел стать актером.

!

Варваризмы – это иноязычные вкрапления в русскую речь, которые не являются Заимствованиями.

Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в

приведенных ниже предложениях?

Исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов:вожжи, санки, шапочки.

2. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекаявнимание от главного.

3. В аудитории нерегулярно вентилируют помещение.

4. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы.

5. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

Замените иноязычные слова в следующих предложениях.(см. Словарь иностранных слов)

  1. В понедельник состоится fashion-show модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока».

  2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше.

  3. Новый триллер создаёт в зрительном зале атмосферу саспенса.

  4. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хэппи-энд?

Обьясните приведенные словосочетания

De jure, de facto, post factum, post scriptum, alma mater, nota bene, шершеляфам, гратис, гонорискауза, homo sapiens, memento mori, docendo discimus.

Справка - подсказка: человек разумный; фактически; обучая, учимся; юридически; почётный; помни о смерти; ищите женщину; мать питающая - о родном вузе; бесплатно; после сделанного; после написанного; хорошенько запомни.

Проверьте себя

1. Укажите синоним к слову консолидация

  1. Поощрение

  2. Предположение

  3. Объединение

  4. Равенство

2. Укажите синоним к слову паритет

  1. Равенство

  2. Объединение

  3. Предположение

  1. Противоречие

3. Как называется ряд слов: аналогичный, идентичный, тождественный:

  1. Антонимы

  2. Синонимы

  3. Паронимы

  4. Омонимы

4. Укажите синоним к слову приоритет

  1. Своеобразие

  2. Преимущество

  3. Перечень

  4. Представление

Глоссарий

По-русски

Қазақша

In English

группа

топ

group

точно

дәл

class

прозрачный

мөлдір

transparent

призвание

әуестік; бейімділік; икемділік; қабілеттілік; ықылас; борыш; міндет

calling

радость

қуаныш

joy

беда

Қайғы; қасірет

misfortune

вовсе

ешқашан; ешуақытта; мәңгі-бақи

completely

излечиться от чего?

емделу; жазылу; сауығу, арылу

to get cured

мостовая

төсемелі жол; төсемелі көше

roadway

отечество

атамекен; отан; туған ел

fatherland

промышленник

Кәсіпорынқожасы; өнеркәсіпиесі; өнеркәсіпқожасы; өнеркәсіпші

industrialist

меценат

жебеуші; меценат; шүленгер (ғылымменкөркемөнердіңжомартқамқоршысы)

patron of art

развитие

даму

development

бедный

кедей

poor

Задание на СРС

Проверьте ваше знание значений заимствованных слов: подберите к ним синонимы русского происхождения и составьте словосочетания.

Абориген, адаптация, аксессуар, альтернатива, альтруизм, аудиенция, аффект, апелляция, прагматик, курьёзный, лояльный, ординарный, потенциальный, утилитарный, денонсировать, манкировать, мигрировать, дилемма, дилетант, конъюнктура, вакантный, канонический, девальвация, дифирамб, имидж, импозантный, корпорация, лаконичный, лимит, лицензия, мониторинг, ортодоксальный, прецедент, реноме, репутация, фактор, эвфемизм, эксклюзивный.

Задание на СРСП

Подготовьтесь к дискуссии на тему «Есть ли будущее у современных увлечений молодых людей?».

В дискуссии принимают участие студенты, считающие, что современные увлечения, такие как руфинг, паркур, флэш моб, ситиквест и им подобные переживут свое время (1 группа),

и студенты, полагающие, что вскоре подобные увлечения перестанут интересовать молодежь (2 группа). Для дискуссии каждой группе студентов необходимо подготовить сообщение, аргументирующее их точку зрения.

Литература

  1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

  2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

  3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

  4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

  5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

  6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

  7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

  8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

  9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

  10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

  11. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

  1. Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

  2. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

  3. Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

  4. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

  5. Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дисциплина:

Уровень:

Практическое занятие:

Лексическая тема:

Грамматическая тема::

«Русский язык»

4

№ 16

Предназначение

Запятая перед союзом КАК

ЛСГ союзов ТОЖЕ/ТАКЖЕ

Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП)

Семестр: первый

Учебный год: 2013-2014

Кол-во кредитов: 2

Преподаватель: ассоциированнысаммитй профессор

Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

Прочитайте интервью. Выполните задания

Часто жизнь подтверждает слова о том, что талантливый человек талантлив во всем. Одним из ярких примеров верности этого постулата служит творчество Ирины Рудман. Ее творчество – это и удивительные фото-натюрморты, и ажурные украшения, и ласковые шарфики, и веселые игрушки, и мультфильмы... Все это вы можете увидеть у нее на сайте, а у нас – интервью с ней!

- Ирина, кажется, ты творишь из всего: ты попробовала себя в анимации, в рисунке, в фотографии, создавала игрушки, теперь вот валяешь для дам роскошные вещи из шерсти. Последнее увлечение для тебя – это скорее хобби или профессия?

- Рукоделие для меня всегда было больше, чем хобби. Ходить, шить и вязать я начала одновременно. А когда я научилась бегать, я уже умела плести, чеканить и выпиливать. В доме, где постоянно что-то мастерили, и из каждой тумбочки торчали нитки-тряпки-бусинки-ленточки-деревяшки-проволочки, невозможно вырасти ВНЕ рукоделия. Поэтому я росла В НЁМ. И моя первая профессия – портной женской одежды.

- Как ты работаешь?

- Я работаю одна, слушая музыку. Нет, я не надеваю наушники и не включаю плеер, просто, когда я беру в руки волокна, начинает звучать музыка. Если это шерсть, то звучит Бах. Если это шелк, то звучит Шопен.

(по материалам сайтов: http://gooodnews.ru, http://www.supersadovnik.ru)

Объясните значение следующих словосочетаний и предложений:

вялотекущее хобби; предел мечтаний; источник позитива; нетронутая природа; муки творчества;

погружаться в удовольствие от своего дела; ходить, шить и вязать я начала одновременно; страсть к фотографии начала приносить мне деньги; мои близкие тоже в какой-то мере мои увлечения.

1. Перечислите виды творчества, которыми занимается Ирина Рудман.

2. Как совершается творческий процесс художницы?

3. Как в ее творчестве сочетаются хобби и возможность зарабатывать?

4. Как вы думаете, какой у Ирины характер?

5. Что значит для нее семья?

На основе предложенной рекламной информации напишите письмо, в котором Вы рекомендуете Вашему другу/подруге различные дополнительные курсы и уроки. Эта информация позволит ему выбрать один из предложенных Вами вариантов. Ваше письмо должно содержать информацию о предлагаемых услугах в сфере увлечений, достаточную для принятия решения.

Послушайте продолжение текста «Предназначение» и ответьте на вопросы:

О чем мечтает художница?

Что она посоветовала начинающим художникам?

Какие еще вопросы Вы бы задали Ирине Рудман?

Преобразуйте прослушанный текст в монолог и перескажите

Как вы понимаете выражение: «Талантливый человек талантлив во всем»? О каком человеке можно так сказать? Почему?

§

Грамматический комментарий