Ода в защиту сапожника
Когда в кинотеатре пропадает звук или фильм начинают демонстрировать вверх ногами, зрители дружно скандируют под свист и улюлюканье: «Са-пож-ник!». Работнику, допустившему грубую ошибку, презрительно говорят: вам сапожником быть, а не конструктором (врачом, лётчиком, учителем, токарем…). Когда кто-либо занимается не своим делом, цитируют первую строку известной басни Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…» А зачем ему печь пироги? Высокая миссия сапожника совсем в другом. Он должен избавить неблагодарное человечество от необходимости производить дополнительно миллиарды пар обуви, тратя на это горы сырья, реки электроэнергии, океаны рабочих часов… Он и каждому из нас экономит нервы и время на поиски новых модных туфель.
…Пётр I знал в числе других ремёсел сапожное ремесло и при случае сам чинил свои царственные ботфорты и башмаки.
Горький был учеником сапожника.
Короленко изучал сапожное дело, что очень ему пригодилось: в якутской ссылке он зарабатывал свой хлеб починкой обуви.
Чарли Чаплин гордился тем, что дед его был сапожником.
Итак, слава сапожнику!
| Послушайте юмореску.Предположите, кем может быть по профессии рассказчик
|
|
Поспорьте со своим другом. Работайте по образцу: |
Образец: – Я считаю, что Руслан – прирожденный педагог.
– Боюсь, что это не так. Работа педагога требует особого педагогического таланта.
1. Мне кажется, что Айбеку нужно поступать в медицинский институт. Ему всегда медицина была по душе.
2. Мне думается, что Азиза могла бы успешно работать инженером. У нее светлая голова. Она хозяйка своего слова.
3. Не кажется ли тебе, что работа шофера больше всего подходит для Андрея? Он мастер на все руки.
4. Я считаю, что Адиль – будущий директор. Твердая рука, ясный ум, умеет держать слово – это основное для успешной работы директором.
5. Я уверен, что Николай мог бы стать архитектором. Его хлебом не корми, только дай чертить разные проекты.
|
|
Передайте смысл предложений, используя слова из скобок. |
1. У меня нет работы, мне подойдет любая работа. (согласен, готов) 2. Я разделяю ваше мнение. (согласен) 3. Он уже тридцать минут готовится, но ещё не может отвечать. (не готов) 4. Ради неё я могу сделать всё. (готов) 5. Мне нравится эта работа, поэтому условия могут быть любые. (согласен) 6. Он не может совершить такой некрасивый поступок, (способен) 7. Этот человек может делать только добро, (способен) 8. Мне такая трактовка фактов кажется неубедительной, (согласен) 9. Он ещё неопытный специалист и не сможет выполнить такую работу, (готов) 10. Мы довольны, что он приехал погостить к нам. (рады) 11. Нам приятно, что он достиг таких успехов, (рады) 12. Я хорошо знаю его и не сомневаюсь в его словах, (верить) 13. Тренер уверен, что молодой спортсмен победит (верит).
§ | Грамматический комментарий |
не с различными частями речи
СЛИТНО |
| РАЗДЕЛЬНО |
| ЗАПОМНИ | |||||
1. | Не употребляются без не: |
| Если есть или подразумевается противопоставление: |
| Небрежность Невежа Невеличка Неверие Невзгода Невольник Негодник Недовес Недоделка Недоросль Недотепа Недруг Незнайка Неистовство Нелепица Ненастье Неряха Неурядица Нехватка | ||||
Сущ. | невежда; небылицы |
| не правда, а ложь не друг, а враг не счастье, а горе |
| |||||
Прилаг. | небрежный; ненастный |
| не большой, а маленький не плохой, а хороший река мелкая? - река не мелкая |
| |||||
Прич. | ненавидимый; негодующий |
| Во всех остальных случаях : не спеша |
| |||||
Дееприч. | ненавидя; негодуя |
|
| ||||||
2. | При образовании слова противоположного значения: |
| Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями |
| |||||
Сущ. | недруг (враг); несчастье (горе); неприятель (противник) |
| отнюдь не верное; нискольконе радостные |
| |||||
Прилаг. | небольшой (маленький) неплохой (хороший) |
| ничем не оправданный поступок |
| |||||
3. | ПРИ НАЛИЧИИ СЛОВ очень, весьма, крайне, в высшейстепени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно |
| с полными причастиями при наличии ЗАВИСИМЫХ СЛОВ /ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ |
| |||||
Например: | крайне неосторожный; очень нехороший совсем непродуманное решение |
| Не прочитаннаямною книга Не прочитанная, а лишь просмотренная книга |
| |||||
|
|
| Раскройте скобки.
|
1. (Не) победимый, (не) выносимый, (не) ряха, (не) видаль, (не)волить, (не) навидеть, ((не)до) умевать, (не) годовать, (не)льзя, (не)ужто, (не) высокий, (не) счастье, (не) медленно, (не) глубокая, а мелкая река, река (не) глубокая, но быстрая, говорил (не) громко, но отчетливо, (не) ловкий, (не) нужный, (не) друг, а просто знакомый, ушибся (не) больно, (не) глупый, но (не) образованный.
2. Весьма (не) любезный, крайне (не) радостный, почти (не) известный, настолько (не) значительный, отнюдь (не) безрезультатный, нисколько (не) выдающийся, далеко (не) близкий, вовсе (не) дружелюбный, нисколько (не) увлекательно, чрезвычайно (не) обходимо, совсем (не) старый, крайне (не) воспитанный, вполне (не) осознанно.
3. (Не) смотря на плохую погоду, (не) взирая на опасность, (не) завтра, (не) вдруг, (не) очень, (не) вполне, (не) сразу, (не) где, (не) когда, (не) откуда, (не) зачем, (не) вмоготу, (не) вмочь, (не) впопад, (не) в меру, (не) к спеху, (не) под силу, (не) по себе, (не) (у) кого, (не) (с) кем, (не) наш, (не) такой, (не) первый, (не) дважды, (не) раз, (не) то... (не) то, (не) по-нашему, (не) рад, (не) прав, (не) способен, (не) время, с ним (не) ладно, (не) выносимо так жить, (не) ловко ступать, (не) легко найти, (не) трудно заметить, (не) охота говорить.
|
Проверьте себя |
1. В каком случае НЕ пишется слитно.
А) (Не)доумевал
В) (Не)мог
С) (Не)видел
D) (Не)нравится
2. Укажите слова, которые пишутся слитно:
(Не)победимый, (не)выносимый, (не)нужный
(Не)прав, (не)способен, (не)наш, (не)сразу
(Не)такой, (не)знал, (не)кто иной
(не)время, (не)к спеху, (не) у кого
3. Укажите слова, которые не употребляются без НЕ:
(Не)ряха, (не)годовать, (не)льзя
(Не)прав, (не)способен, (не)наш, (не)сразу
(Не)такой, (не)знал, (не)выдающийся
(не)время, (не)старый, (не) у кого
4. В каком предложении НЕ пишется раздельно:
Играл (не)смотря на шахматную доску
Вернулся (не)смотря на расстояние
Вызвался (не)смотря на опасность
Пришел (не)смотря на плохую погоду
Глоссарий
По-русски | Қазақша | In English |
кирпич производство кирпича;класть кирпич | Кірпіш; кірпіш өндірісі;кірпіш қалау | brick |
знаменитый | Атақты; даңқты | famous, renowned |
специальный | Арнайы; арнаулы | special |
галерея | мұражай | gallery |
дополнять | Толықтыру | to complete |
современный | Замандас; қазіргі; осы заманғы | modern, contemporary |
замечательный | Тамаша | outstanding |
расти | Өсу; даму; кең өріс алу | to grow |
сегодняшний | Бүгінгі | today’s |
представление | Ұсыну; таныстыру; көрсету; ойын-сауқ | idea |
- Склонение сложных числительных
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс
- Числительные от 5 до 30 склоняются по образцу существительных женского рода на -ь.
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- 1. Задание на срс
- Будущее Человечества, Земли и Вселенной
- 2. Задание на срс
- Десять заповедей студентам и молодым ученым
- Запасы на сто миллиардов лет
- Человек и научно-технический прогресс
- 1. Задание на срс
- 2. Задание на срс
- Физика – это высокое наслаждение
- Ты вступаешь в жизнь…
- Ода в защиту сапожника
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- 1. Задание на срс
- 1. Задание на срс:
- Запятая перед союзом как
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- О городе, где я учусь
- Бесприставочные глаголы движения в прямом и переносном значениях
- Как мы провели каникулы
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- Два города – два мира
- Д.С. Лихачев о ценности культуры
- 1. Задание на срс: Ответьте письменно на вопросы
- 2. Задание на срс: выучите наизусть стихотворение и. Заболоцкого
- Илья Репин Третьяков п.М в.Серов
- Могила художника на Новодевичьем кладбище в Москве
- Искусство Древней Руси
- 2. Задание на срс
- 1. Задание на срс
- Молодежь и музыка
- Великий музыкант
- 1. Задание на срс:
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- Правописание сложных существительных и сложных прилагательных
- Прямая и косвенная речь
- 1. Задание на срс:
- Стоит ли завидовать жителям больших городов?
- 2. Задание на срс:
- Часть III
- Тексты для аудирования
- Ликуй, студент!
- Тяжело в ученьи...
- Старейший российский университет
- «Часы и годы» Антарктиды
- Рукопись теории относительности
- Как выбрать профессию по душе?
- Буккроссинг – новое увлечение молодежи
- У карты России
- Золотое кольцо России
- Две российские столицы
- О культурной жизни рубежа эпох
- Валентин Серов
- Большой театр
- День открытых дверей
- Фестивальная жизнь
- Средства массовой информации
- Современные города и природа
- Задания для говорения
- 1. Составить рассказ по теме:
- 2. Беседа на предложенную тему:
- 3. Участие в дискуссии на тему:
- Тексты для чтения
- Человек и научно-технический прогресс
- Физика – это высокое наслаждение
- Ты вступаешь в жизнь…
- Ода в защиту сапожника
- Как мы провели каникулы
- Два города – два мира
- Д.С. Лихачев о ценности культуры
- Искусство Древней Руси
- Молодежь и музыка
- Великий музыкант
- Стоит ли завидовать жителям больших городов?
- Стихи для выразительного чтения
- 1. Медный всадник
- А.С.Пушкин
- Б.Окуджава
- 3. Школьница
- В.Лазарев
- 22. Грузинская песня
- 28. Вершина
- Письменные задания
- 1. Замените пропуски подходящими по смыслу словами. Раскройте скобки.
- 2. Составление микротекста по заданным конструкциям
- 3. Написание сочинения на одну из следующих тем:
- Образцы профессионально-ориентированных текстов специальностей КазГаса и кау Тексты по специальности «Архитектура»
- 1. Египетский храм
- 2. Остров Кижи
- Текст по специальности «Дизайн»
- Текст по специальности «Технология деревообработки»
- 4. Удивительные превращения дерева
- 5. Основные части дерева и их сырьевое значение
- Текст по специальности «Строительство»
- 6. Камень на стройке
- Текст по специальности «Геодезия и картография»
- 8. Основные сведения о тектонике
- Текст по специальности «Безопасность жизнедеятельности»
- 9. Воздействие строительства на атмосферу
- Тексты по специальности «Производство строительных материалов и конструкций»
- 10. Стекло и стеклянные изделия
- 11. Цементы для бетонов
- 12. Свойства бетонов
- Тексты по специальности «Экономика»
- 13. ***
- 14. Характеристика типов товаров по матрице Бостонской консультативной группы
- 15. ***
- Текст по специальности «Переводческое дело»
- 16. ***
- Текст по специальности «Вычислительная техника»
- 17. Три категории программистов
- Текст по специальности «Юриспруденция»
- 18. Король русской адвокатуры
- Текст по специальности «Радиотехника»
- 19. Изобретатель радио
- Текст по специальности «Связь»
- 20. Александр Белл
- Казахские традиции и обычаи
- Афоризмы и крылатые слова
- Пословицы и поговорки
- Поздравления, пожелания образцы деловых и личных писем
- Образцы деловыхбумаг
- 1980 Года рождения, казаха
- Использованная литература