Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
Социальное посредничество - это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. Быть социальным посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный педагог должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко специалист выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться "между двух огней", и ему следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.
В социально-педагогической практике посредничество реализуется в различных формах.
Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов: участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, совершенным несовершеннолетними и т.п.
Для примера рассмотрим участие социального педагога в допросе или иных процессуальных действиях по делу несовершеннолетнего. Социальный педагог в силу профессиональных обязанностей может выполнять функции общественного защитника или приглашаться как представитель образовательного учреждения. В связи с этим следует иметь в виду следующие рекомендации:
перед посещением допроса или иного процессуального действия вспомнить свои права и обязанности;
при подобных визитах целесообразно иметь тексты Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих принципов ООН предупреждения преступности несовершеннолетних, Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998), а также книги на тему защиты прав детей. При необходимости в тактичной форме можно ссылаться на положения перечисленных документов.
по прибытии на допрос необходимо попросить следователя (дознавателя, прокурора, судью) ввести вас в курс дела. Желательно узнать, понимает ли следователь роль социального педагога в допросе или же пригласил его (допустил для участия в допросе) для формы;
при допросе с несовершеннолетним в обязательном порядке выясняется:
- беседовали ли ранее с ребенком по вопросам, которые ставятся перед ним на допросе, не пытался ли оказать допрашивающий на ребенка давление, чтобы заставить его занять позицию, противоречащую его интересам;
- каковы причины, предпосылки и условия совершения ребенком преступления. Для социального педагога особенно важны социальные, психологические и педагогические предпосылки преступления;
- применялось ли к ребенку насилие в ходе задержания, дознания, следствия. Если да, было ли применение такого насилия обоснованным (см. ст. 13-16 Закона РФ "О милиции");
- не оказывалось ли на ребенка психологическое давление (угроза применения насилия, оглашения нежелательных сведений, обещание освобождения из-под стражи при даче соответствующих показаний и т.д.);
- если ребенок находится под стражей - в каких бытовых, санитарных, педагогических условиях он содержится, не влияют ли эти условия на характер даваемых им показаний;
определить, соответствует ли психологическое, нравственное, культурное, интеллектуальное, физическое развитие несовершеннолетнего возрасту, не имеется ли в связи с тем, что ребенок отстает в развитии оснований для постановки вопроса о прекращении в отношении него уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного характера;
выяснить, не существует ли по месту содержания ребенка под стражей обстоятельств, угрожающих его жизни, безопасности, здоровью;
в ходе допроса определить, понятны ли ребенку поставленные перед ним вопросы, правильно ли он воспринимает их, каким образом его ответы на эти вопросы отражены в процессуальных документах, ясны ли ему его права, может ли он ими пользоваться. В случае если ребенок испытывает затруднения, помочь ему сформулировать свои ответы, реализовать гарантированные законом права;
обсудить вопрос о возможности смягчения ребенку меры пресечения;
совместно с ребенком решить вопрос об оказании ему социальной помощи в документировании, трудоустройстве, устройстве в учебное заведение, секцию, кружок, в разрешении острых конфликтов, с которыми он столкнулся;
предоставить ребенку литературу по защите его прав, при необходимости обеспечить его теми нормативными актами, в которых он нуждается;
выяснить, какие проблемы угнетают ребенка (отсутствие связи с родными, конфликт с противоположным полом, притеснения со стороны более сильных сверстников и т.д.) и принять меры по разрешению этих проблем;
составить отчет по участию в допросе.
№ 39.
- Вопросы к экзамену по МиТрсп Вопросы к экзамену по курсу "Методика и технологии работы социального педагога"
- 4 Курс 7 семестр
- Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
- Методы деятельности социального педагога
- Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
- Классификация методов, используемых социальным педагогом
- Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
- Социально-педагогические технологии: сущность и понятие
- Классификация социально-педагогических технологий
- Структура и содержание социально-педагогической технологии
- Диагностико-прогностическая
- Структура деятельности по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.
- Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
- Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
- Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.
- Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.
- Методика и технология социальной реабилитации.
- Методика и технология профилактики социальных отклонений.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Методика и технология работы социального педагога по адаптации и реабилитации ребенка в учреждениях интернатного типа.
- Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями
- Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями
- Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
- Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей Проблема наркомании
- Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Методика и технологии работы социального педагога с детьми с суицидальным поведением
- Психологический смысл Суицида
- Статистика:
- Суицидальное поведение
- Кто подвержен суициду.
- Как заметить надвигающийся суицид. Суицидально опасная референтная группа
- Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Психодиагностика суицидального поведения.
- Способы суицида.
- Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
- Предотврашение суицидальных попыток.
- Распознавание суицида: профилактика
- Коррекция
- Помощь при потенциальном суициде: интервенция.
- Исходная позиция помощника
- Помощник как моралист
- Что можно сделать для того, чтобы помочь
- Первичная профилактика суицидального поведения
- Вторичная профилактика суицидального поведения
- Возрастные особенности суицидального поведения
- Профилактика суицидального поведения
- Методика работы социального педагога с детьми-инвалидами
- Методика и технологии работы социального педагога деятельность с несовершеннолетними беспризорниками
- Методика и технологии работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
- Технология работы социального педагога в пенитенциарной системе
- Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социальная защита детей-инвалидов
- Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
- Социально-педагогические технологии организации групповой деятельности
- Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика диагностики микросреды
- Методика и технология уличной работы социального педагога
- Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
- Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье
- Патронатная семья
- Принципы организации патронатного воспитания
- Порядок организации патроната
- Порядок передачи ребенка на патронат
- Договор о патронатном воспитании
- Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав
- Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних
- Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей
- Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
- Методика и технология организации волонтерского движения
- Методика организации благотворительных акций
- Методика и технология реабилитация детей в ситуации развода родителей
- Технологии работы социального педагога с одаренными детьми