logo search
учебник_Том2

Вопросы для повторения и обсуждения:

  1. Определите место сервиса в структуре экономики.

  2. Какие отрасли экономики относятся к сервисной сфере?

  3. В чем сложность определения понятия «услуга»?

  4. В чем особенности услуги как деятельности?

  5. По каким признакам можно классифицировать услуги?

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. 2-ое. Изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

  2. Федцов В.Г. Культура сервиса. – М.: ПРИОР, 2000.

  3. Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925-1989: Сб. Ст. – М., 2001.

Дополнительная:

  1. Гушва Е.Г. Потребление в России и СССР: проблемы теории и практики. – СПб.: ГАСУ, 2000

  2. Васильев Г.А. Поведение потребителей: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2004.

  3. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. – М., 2001.

  4. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 2: Экономика предприятий сферы услуг (Под ред. Акад. Свириденко Ю.П.). – М.: Кандид, 2001.

  5. Гражданский Кодекс РФ.

§6.3. Апории повседневности

Основные характеристики мира повседневности

Повседневность апорийна (от греч. άπορία – затруднение): в собственной структуре она содержит непреодолимую проблему, разрешения которой человеческому мышлению решительно никогда не найти. Подобное фундаментальное для человеческой жизни затруднение вызвано тем, что пространство его повседневного опыта определяется совокупностью общекультурных норм, обычаев, но вместе с тем предоставляет возможность и для исполнения индивидуальности. Повседневный человек, хочет он того или нет, подчиняется ритуалам, условностям, то есть он несвободен. Но одновременно с этим повседневность предоставляет право на свободный выбор досуга, не мотивированные социальной выгодой поступки, беззаботную экспрессию человеческой индивидуальности и, таким образом, представляет тот островок свободы, который остается в жизни человека тогда, когда он всецело контролируем на социальном уровне.

Мир повседневности – это мир, где властвует привычка, традиция, обычай. Пограничные, экстремальные ситуации, кардинально меняющие судьбу человека, редки, в то время как большая часть его времени жизни опутано устоявшимся повседневным бытом. Социальные феноменологи Альфред Шюц и Томас Лукман отметили, что отличительная черта повседневных ситуаций – их непроблематичность. Если действие у человека перестает вызывать затруднения, и он начинает его выполнять автоматически, то оно стало элементом повседневной жизни.

Мир повседневности следует определить как мир здравого смысла. Но, руководствуясь здравым смыслом, человек может ошибаться. В обыденном познании есть место интуиции или заблуждениям. Результаты познания зависят от локальных или исторических особенностей культуры, в которой оно осуществляется. То, что является воплощением здравого смысла в одной культуре, есть нелепость в другой.

Уровень повседневности – социомикромир следует отличать от социального уровня человеческой жизни – макроуровня. Мир повседневности – мир, предоставляющий возможность персональным, то есть не имеющим аналогов человеческих проявлениям, в то время как в макромире человек вынужден выполнять определенную социальную функцию, выступая винтиком в социальном механизме. Это ясно выразил К. Маркс, заметив, что социальные взаимоотношения людей зачастую не требуют их волевой инициативы.