Великий музыкант
Голос Шаляпина – уникальное явление природы.
Такие таланты приходят в мир один раз в несколько столетий...( М.Горький)
На эстраду широкими шагами вышел Шаляпин; тотчас же раздались оглушительные аплодисменты. Певец остановился у рояля: на лице его было несколько задумчивое выражение; потом он стал напевать что-то про себя и слегка размахивать пальцами в такт тому, что он напевал. В зале стояла необыкновенная тишина, и тысячи людей с напряженным вниманием следили за каждым движением громадного человека. Он сказал что-то аккомпаниатору, подошел ближе к рампе и объявил по-французски: «№143»
Тишина стала еще более ощутительной – в ней тихо прозвучали первые ноты аккомпанемента, как первые капли дождя, упавшие на неподвижную поверхность воды, – и тотчас вслед за ними раздался голос Шаляпина. Несколько человек привстали со своих мест, не замечая этого. Шаляпин пел именно так, как это было невозможно, ни на минуту его единственный в мире голос не сходил с высот недостижимости – и мне сразу стало ясно, что до этого момента самые прекрасные тайны на земле были мне неизвестны и недоступны; я видел и слышал их только сейчас. Голос Шаляпина, создававший такой музыкальный мир, о котором, может быть, композитор и не мог, и не смел мечтать, наполнял зал медленным звуковым океаном.
(Гайто Газданов)
Как встретил зал Шаляпина?
Как вел себя Шаляпин, появившись на сцене? Считаете вы поведение Шаляпина естественным или самонадеянным?
Какое впечатление на рассказчика произвело выступление певца, его голос?
Как вели себя другие слушатели? |
|
Страничка поэзии
| Прочитайте выразительно стихотворение Ольги Полену. |
Что музыка? Она одна
Нас утешает бесконечно.
Так сладостна, так гармонична
В ней наша видится судьба.
И, муки наши отражая,
Она нам всё же обещает
Слияние с законом вечным
И с поколений чередой,
И укрощает нашу боль.
| Скажите, разделяете ли вы чувства поэтессы. Как вы представляете себе роль музыки в нашей жизни?
|
| Вы сходили на концерт, о котором Вам говорили много хорошего. Но игра музыкантов Вам не понравилась, концерт был организован плохо, потом Вы попали под дождь и никак не могли доехать до дома из-за плохой работы транспорта. Расскажите освоих впечатлениях и неудачно сложившемся дне. |
| Улыбнитесь! Прочитайте текст. Скажите, как он характеризует великого русского певца Ф. Шаляпина. |
В Копенгагене после концерта около театра к Шаляпину обратилась женщина:
— Господин Шаляпин? Я баронесса Унтенгут... Что-то не видно моего шофёра. Крикните, пожалуйста, погромче: «Карл!»
— Пятьсот марок.
— Что «пятьсот марок»? — вытаращила глаза баронесса.
— Эту сумму я беру с вас не за работу в театре, а на улице, — разъяснил Шаляпин.
— Согласна.
— Ка-арл — во всю силу своих лёгких крикнул Шаляпин. Подъехала машина баронессы. Шаляпин сказал шофёру:
— Получи со своей хозяйки пятьсот марок и не забудь выпить за моё здоровье.
| Напишите короткую рецензию на спектакль, балет или оперу по следующему плану:
|
а) название спектакля и театра;
б) фамилия постановщика;
в) исполнители главных ролей;
г) достоинства и недостатки постановки;
д) оценка игры актеров;
е) реакция зрителей.
|
Расскажите о своих театральных предпочтениях. |
Что вас привлекает в театральной постановке, если это: а) балет, б) опера, в) драматический спектакль, г) мюзикл?
Слова для справок: пьеса, тема, сюжет, музыка, голоса певцов, актерское исполнение, оформление спектакля, костюмы актеров, известность постановщика, хореография, сценические эффекты.
§ | Грамматический комментарий |
Союз | слитное | Местоимение+ частица Местоимение + предлог
| раздельное |
Чтобы | Я хочу, чтобы вы больше читали | Чтобы | Что бы вы рекомендовали прочитать в первую очередь? – Что вы бы рекомендовали? |
Тоже Также | Я тоже (также)хочу туда поехать ( И я хочу туда поехать) | Тоже Также | Я поступил на то же предприятие,. на котором работал до службы- Я поступил на то предприятие, где работал до службы в армии |
| Брат советовал мне то же, что и вы – Брат советовал то, что и вы | ||
Зато | Приют наш мал, зато спокоен (зато=но) | Зато | Благодарю вас за то приглашение.- Благодарю вас за приглашение на вечер |
Притом Причем | Нам выдали новые пособия, притом(причем) предупредили, что их надо сдать в конце года. (притом/причем= вместе с тем) | Притом Причем | При чем ты останешься? – С чем ты останешься? При том пособии есть и приложение. – При новом пособии есть и приложение. |
Итак вводное слово | Итак, трудовой семестр начинается | И так | Я допустил ошибку в расчете и так растерялся, что долго не мог ее обнаружить |
| Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание союзов |
(В)первые увидев трактор, Василий решил (во) что (бы) то (ни) стало стать трактористом.
Что(бы) я хотел пожелать молодежи моей Родины , посвятившей себя науке?
Что(бы) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения.
Стеклян..ая дверь на балкон была закрыта, что(бы)из сада (не) несло жаром.
То (же)слово, да не так бы молвил.
Жара днем (не)выносимая… Ночью так (же) не было прохлады.
Животное царство пустыни так(же) бедно, как и ее флора.
Луна взошла багровая и хмурая, точно больная; звезды то(же)хмурились.
Взор его тверд, так(же), как шаг.
И мысль свою Беликов так(же) старался запрятать в футляр.
Арина Петровна (не) принимала его; к отцу его то(же) (не) допускали.
Лицо его в одно и (то)же время выражало и скорбь, и твердую покорность.
(И) так, вот в каком положении вновь очутился герой наш.
Дорого, (за) то мило.
И вот мы опять попали (в)глушь, опять наткнулись на закоулок. (За)то какая глушь и какой закоулок!
Как ветер, песнь его свободна, (за) то, как ветер, и бесплодна.
Анатоль и Долохов любили Балагу за его мастерство езды и за (то), что он любил (то)же, что и они.
Ружье – вещь благородная, самая любопытная забава, (при)том и украшение в комнате приятное.
Вам не случалось быть при(том), когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной.
Он вернулся через два часа и получил тот(же) ответ, (при)чем лакей как(то) косо посмотрел на него.
|
Проверьте себя
|
1. Укажите слово, которое нужно вставить в предложении: … я хотел пожелать молодежи моей Родины?
Что бы
Чтобы
То же
Тоже
2. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию НЕ и НИ.
Газет он (н...) получал, н...(с)кем в переписке (н...)состоял, сведений (н...)откуда иметь (н...)мог.
А) Не, ни, не, ни, не
В) Не, не, не, ни, не
С) Не, ни, не, ни, ни
D) Не, не, не, не, не
3. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию Не за(то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел.
За то, за то
Зато , за то
Зато, зато
За то, зато
4. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию: И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни принималась — все выходит у нее красиво.
Что бы, что бы
Чтобы, чтобы
Что бы, чтобы
Чтобы, что бы
Глоссарий
По-русски | Қазақша | InEnglish |
переулок | тар көше; тұйық көше; шолақ көше | by-street |
экспозиция выставочная экспозиция музейная экспозиция национальная экспозиция | қойылым; қойылутәртібі; тізілутәртібі; экспозиция (мұражайғаякөрмегеқойылатынматериалдардың; көркемөнершығармаларыныңжәнебасқазаттардыңбелгіліжүйеменорналастырылутәртібі) → көрмеэкспозициясы, көрмеқойылымы → мұражайэкспозициясы → ұлттыққойылым; ұлттықэкспозиция | exposition, exhibition |
крупнейший | орасан зор | (the) largest |
неизвестно
| беймәлім; белгісіз | (is) unknown |
вероятно | бәлкім; мүмкін; ықтимал | probably |
пьеса | көрініс; пьеса | play |
отъезд | жолғашығу; жүріпкету; жүріс; сапарғашығу | departure |
приезд | келу | arrival |
раньше
| бұрынырақ; ертерек алдымен; ең әуелі; бұрын | earlier |
изредка
| анда-санда; кей-кейде; оқта-текте; сирек-сирек | occasionally |
- Склонение сложных числительных
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс
- Числительные от 5 до 30 склоняются по образцу существительных женского рода на -ь.
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- 1. Задание на срс
- Будущее Человечества, Земли и Вселенной
- 2. Задание на срс
- Десять заповедей студентам и молодым ученым
- Запасы на сто миллиардов лет
- Человек и научно-технический прогресс
- 1. Задание на срс
- 2. Задание на срс
- Физика – это высокое наслаждение
- Ты вступаешь в жизнь…
- Ода в защиту сапожника
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- 1. Задание на срс
- 1. Задание на срс:
- Запятая перед союзом как
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- О городе, где я учусь
- Бесприставочные глаголы движения в прямом и переносном значениях
- Как мы провели каникулы
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- Два города – два мира
- Д.С. Лихачев о ценности культуры
- 1. Задание на срс: Ответьте письменно на вопросы
- 2. Задание на срс: выучите наизусть стихотворение и. Заболоцкого
- Илья Репин Третьяков п.М в.Серов
- Могила художника на Новодевичьем кладбище в Москве
- Искусство Древней Руси
- 2. Задание на срс
- 1. Задание на срс
- Молодежь и музыка
- Великий музыкант
- 1. Задание на срс:
- 1. Задание на срс:
- 2. Задание на срс:
- Правописание сложных существительных и сложных прилагательных
- Прямая и косвенная речь
- 1. Задание на срс:
- Стоит ли завидовать жителям больших городов?
- 2. Задание на срс:
- Часть III
- Тексты для аудирования
- Ликуй, студент!
- Тяжело в ученьи...
- Старейший российский университет
- «Часы и годы» Антарктиды
- Рукопись теории относительности
- Как выбрать профессию по душе?
- Буккроссинг – новое увлечение молодежи
- У карты России
- Золотое кольцо России
- Две российские столицы
- О культурной жизни рубежа эпох
- Валентин Серов
- Большой театр
- День открытых дверей
- Фестивальная жизнь
- Средства массовой информации
- Современные города и природа
- Задания для говорения
- 1. Составить рассказ по теме:
- 2. Беседа на предложенную тему:
- 3. Участие в дискуссии на тему:
- Тексты для чтения
- Человек и научно-технический прогресс
- Физика – это высокое наслаждение
- Ты вступаешь в жизнь…
- Ода в защиту сапожника
- Как мы провели каникулы
- Два города – два мира
- Д.С. Лихачев о ценности культуры
- Искусство Древней Руси
- Молодежь и музыка
- Великий музыкант
- Стоит ли завидовать жителям больших городов?
- Стихи для выразительного чтения
- 1. Медный всадник
- А.С.Пушкин
- Б.Окуджава
- 3. Школьница
- В.Лазарев
- 22. Грузинская песня
- 28. Вершина
- Письменные задания
- 1. Замените пропуски подходящими по смыслу словами. Раскройте скобки.
- 2. Составление микротекста по заданным конструкциям
- 3. Написание сочинения на одну из следующих тем:
- Образцы профессионально-ориентированных текстов специальностей КазГаса и кау Тексты по специальности «Архитектура»
- 1. Египетский храм
- 2. Остров Кижи
- Текст по специальности «Дизайн»
- Текст по специальности «Технология деревообработки»
- 4. Удивительные превращения дерева
- 5. Основные части дерева и их сырьевое значение
- Текст по специальности «Строительство»
- 6. Камень на стройке
- Текст по специальности «Геодезия и картография»
- 8. Основные сведения о тектонике
- Текст по специальности «Безопасность жизнедеятельности»
- 9. Воздействие строительства на атмосферу
- Тексты по специальности «Производство строительных материалов и конструкций»
- 10. Стекло и стеклянные изделия
- 11. Цементы для бетонов
- 12. Свойства бетонов
- Тексты по специальности «Экономика»
- 13. ***
- 14. Характеристика типов товаров по матрице Бостонской консультативной группы
- 15. ***
- Текст по специальности «Переводческое дело»
- 16. ***
- Текст по специальности «Вычислительная техника»
- 17. Три категории программистов
- Текст по специальности «Юриспруденция»
- 18. Король русской адвокатуры
- Текст по специальности «Радиотехника»
- 19. Изобретатель радио
- Текст по специальности «Связь»
- 20. Александр Белл
- Казахские традиции и обычаи
- Афоризмы и крылатые слова
- Пословицы и поговорки
- Поздравления, пожелания образцы деловых и личных писем
- Образцы деловыхбумаг
- 1980 Года рождения, казаха
- Использованная литература