logo search
Учебник социология / Учебник

Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений

Управление социальное – в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Субъект социального управления – организационно оформленные общности людей, формируемые ими органы управления; руководящий состав (в том числе на персонифицированном уровне), наделённый управленческими функциями.

Объект социального управления – с элементно-структурной точки зрения – это люди, трудовые коллективы, организации, территориальные общности и др; с точки зрения функциональной –деятельность, поведение человека и социальных групп в самом широком понимании.

Руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей.

Власть – способность или возможность влиять и определять действия других людей.

Авторитет – общепризнанное значение, влияние, которым пользуется то или иное лицо в силу определённых качеств или заслуг.

Принцип организации социального управления – принцип основного звена, принцип проблемной ориентации, принцип конкретно-целевой направленности, принцип адресности.

Метод социального управления - способ или совокупность приёмов, операций и процедур подготовки и принятия решений, организации и контроля за их выполнением.

Форма социального управления - способ организации взаимодействия субъектов управления, отношений между ними в процессе их совместной деятельности.

Стиль управления – совокупность типичных для руководителя способов взаимодействия с подчинёнными и коллегами.

Социальное проектирование – специфическая деятельность, связанная с научнообоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.