3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся столетиями, но были и такие времена, когда социальные процессы осуществлялись стремительно. Общественное развитие, по утверждению Гегеля, есть движение от несовершенного к более совершенному. Люди непрерывно создают новые виды взаимодействий, преобразуют социальные отношения, меняют ценностно-нормативный порядок. Многообразие обществ социологи разделяют на определенные типы: аграрные и промышленные, традиционное и современное, простые и сложные, закрытые и открытые. Наибольшее распространение в современной социологии получил цивилизационный подход, выделяющий следующие стадии общественного развития – индустриальное общество, традиционное общество, постиндустриальное общество и информационное общество. Переход от одной стадии к другой обусловливается изменением способа производства, формой собственности, социальными институтами, культурой, образом жизни, социальной структурой. Изменение технологии отражается на организации социальных связей, определяющее значение в современный период имеет уровень научно-технического и научно-информационного развития.
Традиционное общество – стадия общественного развития, для которого характерны малоподвижные социальные структуры и основанный на традиции способ социокультурной регуляции. В данном обществе действует естественное разделение труда, крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить потребности населения лишь на минимальном уровне. Поведение индивидов регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой. Свобода личности резко ограничена.
Из традиционного общества вырастает современное, индустриальное общество, связанное с зарождением промышленного производства, светским характером социальной жизни. Оно отличается гибкостью социальных структур, позволяющая их модифицировать по мере изменения потребностей людей. Это обеспечивает разумное сочетание свободы и интересов индивидов с общими принципами, регулирующие совместную деятельность людей.
В современном обществе рынок вошел во все сферы общественных отношений и оказывает влияние на образ жизни людей. Продолжающееся разделение труда и рост корпоративных организаций вызвали увеличение государственного управленческого аппарата для поддержания сложной системы экономического производства во взаимодействиях с другими системами общества. Преобразование в организации труда явились основной осью движения общества, где доминировали локализм и традиции, до его современных форм с преобладанием модернизации и инновации.
Индустриальное общество – стадия общественного развития, для которой характерна концентрация производства, развитая и сложная система разделения труда при расширенной ее специализации, увеличение населения в крупных промышленных центрах. Механизация и автоматизация производства, увеличение числа управленческого персонала ведет к значительному профессиональному расслоению. Возрастание доли умственного труда требует высококвалифицированных рабочих, что привело к расширению доступности образования для многих слоев населения. Внедрение в производственную деятельность научных открытий способствует выпуску высококачественных товаров для удовлетворения растущего спроса населения. Провозглашенное правовое равенство возможностей ведет к стиранию жестких перегородок между слоями населения и направлено на ослабление классового антоганизма в обществе.
Технологические изменения преобразуют общество в новую социальную систему, которую ученые определили как постиндустриальное общество – это стадия общественного развития, в основе которой ведущую роль приобретает наука и образование. Теория постиндустриального общества разработана Д. Беллом, О. Тоффлером. Технология создает новое определение рациональности, новый способ мышления людей и стиль жизни. Именно знание становится той осью, вокруг которой организуется технология, экономический рост и стратификация общества. Приоритетные отрасли отличаются экологической и социальной комфортностью, экономичностью в расходовании сырья и человеческих ресурсов. При этом важным критерием прогрессивности внедряемых технических новшеств является принцип: способствуют ли они расширению сферы самореализации и саморегуляции человека.
Происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, значительно расширяется сфера «услуг». Доступность приобретения товаров массового потребления обеспечивает достойное существование большинству граждан страны. Это позволило социологам использовать такие понятия, как «общество изобилия», «общество потребления», «общество благоденствия».
Университеты и исследовательские центры, как центральные институты общества, привели к созданию всемогущей электронно-кибернетической элиты с их новой технологией принятия решений, оказывающая решающее воздействие на развитие общества, взаимодействие науки и политики. В основе социальных отношений, по мнению западных социологов, лежит не собственность, а знания и уровень квалификации. Предприниматели перестают быть правящим классом. В постиндустриальном обществе основное - «игра между личностями», которая предполагает социальную солидарность, сотрудничество между членами общества.
Компьютерно-коммуникационная революция в силу своих поистине неограниченных технологических возможностей свидетельствует о вступлении современных индустриально развитых стран в информационное общество.
Информационное общество – это стадия общественного развития, в основе которой находится новая роль информации. Информатизация понимается как деятельность, направленная на обеспечение всех структур общества исчерпывающими данными посредством использования новейших технических средств и технологий в целях создания благоприятных условий для жизни человека.
Характерные черты информационного общества:
1. Доминирующей сферой материального производства становится информация. Информационное производство имеет фундаментальный характер во всей инфраструктуре, а научный капитал становится преобладающим над материальным капиталом в структуре экономики. Информационные, компьютерные программы превращаются в самый ценный товар. В экономике возникает новый технологический уклад, базирующийся на массовом использовании перспективных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Скорость переработки информации, усвоение ее во все большей степени обусловливает эффективность материального производства.
Происходит процесс создания и развития рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. В информационном обществе первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами богатства все большее значение приобретает накопление информационного богатства. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется развитая способность к творчеству, возрастает спрос на постоянное пополнение знаний. Материальный продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
Информационное преимущество становится важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и властных ресурсов. По имеющимся оценкам, свыше 60 % всех ресурсов США приходится на информационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индустрию, где трудятся до 80% занятого населения.
Из национального ресурса информация с развитием коммуникационных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Происходит резкое возвышение информационных потребностей людей и общества, на их удовлетворение ориентируется все больше отраслей экономики.
2. В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется профессиональная, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производственных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности.
Организация трудовой деятельности становится все более гибкой. Благодаря персональным компьютерам идет процесс «одомашнивания труда». Согласно прогнозам в первой половине XXI века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в сфере производства услуг, в том числе информационных. Элитой информационного общества становятся общности людей, обладающие теоретическими знаниями, а не землей и капиталом. Знания в современном мире – это важнейший ресурс, позволяющий реально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к другим видам капитала.
Интернет открыл перед миллионами работников возможность работать в любой точке земного шара, не покидая своей страны. Считается, что 50 % всех известных профессий могут функционировать в рамках телеработы. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Массовое применение методов телеработы способно принести существенные выгоды как обществу, так и личности.
3. Формирование единого коммуникационного пространства как внутри страны, так и в глобальном масштабе отрывает перспективы упорядочивания социальных взаимодействий, влияет на разносторонность общения народов и государств. Благодаря компьютерной технике , телевидению, Интернету создается возможность преодоления пространственно-временных барьеров между людьми. Свободный доступ к разнообразной информации способствует преобразованию социально-политической деятельности общества, открывая новые возможности для проведения дебатов, конференций, электронного выяснения общественного мнения, проведения референдумов, непосредственной связи граждан и политических деятелей. Внедрение информационных технологий в политическую сферу общества делает ее более открытой для всего мирового сообщества. Информация выступает глобальным ресурсом человечества, усиливая и углубляя социальные связи между государствами и народами планеты.
4. В информационном обществе качественно изменяется весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальной потребности, появляются новые формы общения. Использование Интернета и других компьютерных сетей связано с появлением новой социальной организации – виртуальных сетевых сообществ коммьюнити. Стремление к активному общению между собой пользователей Интернета с целью обмена знаниями и опытом содействуют социализации участников коммьюнити, процессу самообучения и формирования социальных норм. Границы сетевых сообществ, как и сферы их интересов в подавляющем случае размыты, объединяющим фактором является общая система ценностей. Разные группы сетевых сообществ, обладая общими группообразующими признаками, тем не менее различаются в некоторых аспектах своего социального поведения.
Учеными прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище будет оснащено всевозможными электронными приборами и компьтеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации. И это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.
5. Перед человечеством стоит задача создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации, как важнейшего условия демократического развития.В настоящий период пока наблюдается и будет усиливаться информационное неравенство. Свобода доступа к информационным ресурсам государства не подразумевает бесплатного доступа к ресурсам частных фирм, которые, вкладывая значительные инвестиции в получение и реальную обработку информации, имеют право не делиться полученными знаниями с другими структурами общества. Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом, так как успех человека в значительной степени зависит от его возможности и способности использования информации. Свободное владение несколькими языками облегчает процесс вхождения индивида в сетевые сообщества.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий требует регулирования передачи информации для интеграции экономик стран мирового сообщества в мировую систему хозяйства. Вот почему остается актуальной концепция формирования «электронного правительства», основными функциями которого станут: реализация прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет и создание системы защиты информации от террористических организаций; обеспечение «прозрачности» и эффективности отношений государственных органов и бизнеса при осуществлении закупок работ (услуг) для потребностей страны, автоматизация расчетов по налогам, организация обратной связи правительственных структур с гражданами.
Создание единого компьютерного пространства связано с глобализацией социальных процессов. В настоящее время человечество приближается к превращению в единое органическое целое. Происходит гуманизация международных, межличностных отношений, главным принципом которых является свобода и уважение достоинства человека независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения. Углубление тенденции глобализации мира как целостность и гуманизация человеческих отношений приведет, по мнению ученых, к переходу информационного общества в гуманистическое, базисом которого станет целостно развитая личность, творческая индивидуальность которой раскроется во всей полноте. Всем гражданам будут обеспечены одинаковые «стартовые» возможности и условия для реализации потенциальных возможностей человека. Духовное производство станет доминирующим.
Выводы
Сложность общего определения понятия «общество» свидетельствует о
разнообразии концепций, теорий его происхождения и образования. Системный подход предусматривает изучение общества в трех взаимосвязанных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом.
Общество является упорядочной совокупностью социальных явлений и
процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и образующих единое поле. Все свойства социума обеспечиваются социальными нормами и ценностями, составляющими основу взаимосвязи людей.
Общество как любой живой организм находится в постоянном
движении. Современный этап состояния общества – есть результат сложной эволюции общества, происходивший под влиянием комплекса факторов, среди которых определяющими является труд, талант и энергия человека. Наиболее впечатляюшие возможности для преобразования социальной жизни, возвышения гуманизма в обществе открывает растущее и многоцелевое использование информационно-компьютерных технологий, сети Интернет.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии