2. Причины и формы отклонений в поведении
Какие же причины вызывают отклонения в поведении индивидов, что заставляет людей нарушать нормы, выработанные и регламентированные обществом. Какие формы делинквентного поведения имеют место в обществе?
Над причинами возникновения, являющимися определяющими, думали психологи и социологи, а также другие обществоведы еще с конца XIX века.
Н. Смелзер сводит в краткую таблицу основные теории, объясняющие причины отклоняющегося поведения.
(Таблица).
Тип объяснения | Теория | Автор | Основная идея |
1 | 2 | 3 | 4 |
Биологическое | Физические черты связаны с преступными наклонностями |
Ломброзо | Физические особенности являются причинами девиации |
- //-
| Определенное строение тела, наиболее часто встречаются среди девиантов |
Шелдон |
- //-
|
Психологическое |
Психоаналитическая теория |
Фрейд | Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию |
Социологическое |
Аномия |
Дюркгейм | Девиации, в частности, самоубийства, исходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм
|
1 | 2 | 3 | 4 |
- //-
|
Социальная дезорганизация
|
Шоу и Маккэй
| Девиации многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми |
- //-
|
Аномия |
Мертон | Девиации нарастают, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целям и социальными способами их достижения |
- //-
|
Культурологические теории | Селлин, Миллер, Сатерленд, Клауорд и Оулин | Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры |
- //-
|
Теория стигматизации (клеймения) |
Беккер | Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп |
- //-
|
Радикальная криминология | Турк, Квинни, Тейлор, Уолтон и Янг | Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества |
Рассмотрев кратко отмеченные основные теории объяснения причин преступного, отклоняющегося поведения, акцентируем внимание на следующих моментах. Во-первых, эти теории и правильны, и односторонни. Вспомним, как предостерегал от однофакторного объяснения классик русской социоологии М. Ковалевский. Он писал: "Говорить о факторе, то есть о центральном факте, увлекающем за собой все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловливают преимущественно ее течение".
Во-вторых, следует учитывать системный характер социальных взаимодействий, а, значит, изучать комплекс социально-экономических, политических, нравственных, культурно-исторических и т.д. факторов, вызывающих отклонения в поведении людей.
Подчеркнем, что все серьезные нарушения, независимо от того, совершаются они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, и называются делинквентными.
Среди форм делинквентного поведения выделяют алкоголизм, наркоманию, самоубийство.
Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик не только больной человек, но и девиант. Он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркомания - преступление, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство – добровольное и намеренное прекращение своей жизни – девиация. Убийство другого человека – преступление.
Особенно опасен наркотизм. Социологи отмечают феномен новой наркоситуации в России. Исследования, проведенные Г. Силласте, вскрыли болезненное социальное явление усиливающейся наркомании в России. Ученые пришли к следующим выводам.
Вывод первый. В России стремительно нарастает угроза наркоситуации населения, то есть сознательно направляемый процесс легализации распространения наркотиков. Зафиксированы группы, случайно потребляющие наркотики, из среды которых впоследствии выходят больные-наркоманы, а это уже угроза физиологическому и психологическому здоровью российской нации и, в конечном итоге, ее генотипу.
Кто же эти случайные потребители наркотиков? Здесь "лидируют" предприниматели - 32 %. Второе место занимают рабочие и безработные
(20 % и 23 % соответственно). На третьем месте - учащиеся и студенты (11 - 15 %). Четвертое место " занимают " домохозяйки - 11 – 14 %; 19 % из числа случайно принимающих наркотики - высоко обеспеченные. 14, 8 % живут ниже прожиточного минимума.
Вывод второй. Пора прекратить дискуссии о существовании в России рынка наркотиков. Это уже реальность, и в России много тех, кто потребляет наркотики.
Вывод третий. Острота проблемы заключается, прежде всего, в том, что человек, живя в обществе, должен считаться не только со своими, интересами, но и интересами других людей. А в России реальна легализация наркотиков.
Поскольку для социолога интерес представляет то, как живет социальная группа, каковы ее особенности поведения, то исследователи, с одной стороны, изучают социальные проблемы и факторы, вызывающие рост отклонений на определенном этапе развития общества, а, с другой, отклонения в поведении различных социальных групп.
Особую важность представляет изучение в рамках социологии отклонений в поведении молодежи как социальной группы, криминализация молодежной среды, подростковая преступность, рост алкоголизация и употребления наркотиков среди молодежи, причины нарушения законов молодежью. Почему именно молодежь как объект исследования стоит в центре внимания социологов, психологов, педагогов, криминологов и других исследователей?
Во-первых, молодежь - это наиболее податливая социальная группа, которая "впитывает" в себя все новое, нестандартное. Это происходит из-за максимализма, психологического и физиологического возраста молодых. А как стереотипы для поведения выбираются далеко не лучшие примеры, что очень часто фиксируют не только социологи, но и люди, не занимающиеся специальным изучением этой проблемы.
Во-вторых, молодежь, принимая для себя те или иные образцы, нормы или антинормы в поведении, стремится подобным образом самоутвердиться, почувствовать или доказать окружающим, что она уже взрослая. В отвоевывании права на самостоятельность, на свободу подчас молодые люди и девушки используют все средства.
В-третьих, от того, какие нормы и ценности усвоит молодежь, зависит во многом будущее страны, выход ее из нестабильного, кризисного состояния. Следовательно, социальные институты, школа, образование в широком смысле слова, семья, комитеты по делам молодежи и все структуры, работающие с молодежью, заинтересованы в социализации человека нравственно устойчивого, социально ориентированного, следующего социальным нормам и поддерживающего ценности общества.
В-четвертых, так как общество нестабильного периода всегда характеризуются ростом преступности, то, помимо основной традиционной культуры в нынешнем российском обществе, существует и, более того, усиливается криминальная субкультура , которая, как считают некоторые авторы, представляют собой до известных пределов самостоятельную цивилизацию со своим набором ценностей, активно вторгающуюся в жизнедеятельность нормального общества, таким образом, происходит процесс подрыва официальной культуры криминальной, и начинается этот процесс, как правило, с молодежи, и, в частности, с подростков, которые, по мере прохождения социализации, находясь на стадии становления личности, всегда некоторым образом противопоставляют себя обществу, а, следовательно, могут найти в криминальной субкультуре именно тот духовный базис, который и поможет им рассматривать те отклонения, которые являются нарушением закона.
Острота проблемы подростковой преступности заключается в следующем: 1) противоправные деяния несовершеннолетних носят групповой характер, что придает им особую социальную опасность; 2) анализ социального состава преступников - несовершеннолетних - показал, что среди преступников "лидируют" школьники.
Надо подчеркнуть, что проблема усиления делинквентности подростков и, в целом молодежи, характерна и для западного общества. В числе основных причин – наличие образцов социализации, неустроенность, бедность, перерастание делинквентного поведения в делинквентную роль и др.
Когда мы вступаем в сферу криминального поведения, то речь должна идти исключительно о видах преступности: профессиональной, уголовной, хозяйственной, корыстной, организованной, политической.
Профессиональная преступность - совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительного или основного дохода. Это относительно замкнутая, общественно опасная подсистема, обладающая рядом признаков и характеристик, способная к самовоспроизводству криминальной деятельности. Среди важнейших признаков – предварительная подготовка, преступная карьера выбирается как жизненно важная цель, четкая иерархическая внутриклановая градация, преступный жаргон, престиж профессии и гордость за неё.
Уголовная преступность - особо опасная форма преступности. Она классифицируется по видам: бандитизм, нарушение безопасности движения, изготовление и сбыт поддельных денег, умышленное убийство, убийство при превышении пределов необходимой обороны, неосторожное убийство, изнасилование, хулиганство.
Хозяйственная преступность - должностные и так называемые хозяйственные и финансовые преступления, систематические уклонения от уплаты налогов, криминальные сделки по перераспределению материалов и др.
Корыстная преступность совершается с целью обогащения путем завладения чужим имуществом (недвижимостью, деньгами и др). В современном российском обществе наблюдается усиление корыстной направленности преступности.
Организованная преступность характеризуется такими признаками как иерархия внутри группы, своя материально-техническая база, наличие каналов для отмывания денег, раздел сфер влияния между отдельными группами. На высшей стадии организованная преступность ставит перед собой политические цели, проникновение в органы государственной власти и управления.
Политическая преступность – преступления, злоупотребления властей, направленные против своего народа. Крайний вариант – сталинский режим. К этой форме преступности следует отнести убийство депутатов, разжигание межнациональных конфликтов, подкуп избирателей, манипулирование их голосами, нелегитимные избирательные технологии и др.
В исследовании отклоняющегося поведения есть и еще один принципиальный вопрос:как влияют особенности характера человека,структура его личности на отклонения в его поведении? И тут социологии на помощь приходит психология. Например, чрезмерное усиление отдельных черт характера (в психологии их называютакцентуациямиот
лат. accentus- ударение), проявляющееся в избирательной уязвимости по отношению к определенного рода психогенным воздействиям, тяжелым переживаниям, чрезмерным психологическим нагрузкам и т.д., определенным образом сказывается на отклонении в поведении.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии