3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
Многие исследования отечественных авторов отражают негативные влияния в молодежной среде. В сознании российского обывателя молодежь часто ассоциируется с «лавочниками», «новыми русскими», «крутыми», «валютными девочками», рэкетирами, хулиганами, жуликами, преступниками, наркоманами. Авторы монографии «Молодежь России: тенденции и перспективы» Ильинский И.М. и Шаронов А.В. , проведя глубокое исследование, отмечают: каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего, менее здорово физически, хуже развито умственно, менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально. Плохо относится к труду, отчуждено от знаний и образования, от политики, общества и государства. Они же подчеркивают: какова молодежь, таково и общество и наоборот. Но что государство делает для улучшения положения молодежи? Рассмотрим положение молодежи в контексте государственной молодежной политики. ГМП - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. ГМП выражает в отношении к молодежи линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдения прав человека.
ГМП реализуется различными ведомствами и структурами образования, спорта, обороны, здравоохранения, туризма, службами занятости, органами по делам молодежи. ГМП в узком смысле слова - деятельность органов по делам молодежи. ГМП начала формироваться в России только в 90-е г.; XX в. в то время как за рубежом ее формирование относится к началу 70-х гг. XX в. ГМП проходит стадию становления, однако, наличие федерального закона о ГМП, субъектов федерации и местных органов по делам молодежи, самостоятельной строки «молодежная политика» в бюджете всех уровней, учреждений и специальных должностей позволяет сделать вывод, что ГМП сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы.
Реализация ГМП в Туле началась в середине 1990 года, когда была образована постоянная депутатская комиссия по делам молодежи, создан совет по координации молодежной политики, а 22.01.91 г. был образован комитет по делам молодежи. На уровне областной администрации действует комитет по молодежной политике. На федеральном уровне практические меры по реализации ГМП выражались в федеральной программе «Молодежь России», утвержденной на пять лет. В ней применялся программно-целевой подход. (Это один из наиболее часто употребляемых методов социального программирования, в соответствии с которым определяются задачи не по отдельным министерствам и ведомствам, а по наиболее важным направлениям). Меры имеют комплексный характер, предполагают координирование деятельности всех структур, работающих с молодежью. Программа состоит из нескольких подпрограмм:
1.Подпрограмма «Создание системы информационного обеспечения молодежи» была направлена на создание адаптированной и доступной информации о трудоустройстве, образовании, отдыхе.
2.Подпрограмма «Решение социально-экономических проблем молодежи» предусматривала решение жилищных проблем, меры по поддержке молодой семьи, содействие предпринимательской деятельности, занятости молодежи. Она предполагала использование опыта МЖК, развитие индивидуального жилищного строительства, долгосрочное кредитование.
3.Подпрограмма «Обеспечение условий духовного и физического развития» предпологала развитие гражданственности и патриотизма, возрождение массового детского и молодежного спорта, поиск и поддержку талантливой молодежи, создание эффективной, гуманной системы образования и воспитания.
4.Подпрограмма «Поддержка деятельности детских и молодежных объединений» была представлена для развития инициативы молодежи, повышения ее субъектности (активизации деятельности). Эта программа заслуживает внимания, так как, во-первых, молодежные и детские организации - это естественно сложившийся, хотя еще и не массовый институт социализации, сопоставимый с такими традиционными институтами социализации, как семья и образование, во - вторых, многие молодежные организации способны предложить свои программы для молодежи своего региона.
Проблема реализации этих подпрограмм заключается в том, что они были профинансированы только на 54 %.
В соответствии с программой «Молодежь России» определены на сегодняшний день основные направления молодежной политики. Ими являются: создание информационной базы; поддержка молодой семьи; содействие предпринимательству, занятости молодежи; поддержка талантливой молодежи; развитие современного, эффективного образования; обеспечение условий для социализации и адаптации молодежи к социальным переменам; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; - международное сотрудничество молодежи.
Кроме того, существует неблагоприятная тенденция объединения органов по работе с молодежью, что ведет к “размыванию“ их функций и ответственности.
Все эти направления ГМП должны способствовать повышению социального статуса молодежи. ГМП также должна носить дифференцированный характер.
Посмотрим, как же реализовались отдельные из этих направлений на региональном уровне в нашей области. Поддержка молодой семьи и решение ее жилищной проблемы осуществляется неэффективно как на федеральном, так и на общественном уровне. Так, исследование «Молодая семья Тульской области», проведенное ЦСППМ «Шанс», показало, что более половины молодых семей не имеют отдельного жилья и для них всех отсутствует возможность улучшения жилищных условий. Кроме того, было выявлено снижение реальных доходов молодых семей. Около половины их в сентябре 1996 г. имели среднедушевой доход меньше прожиточного минимума. Происходит развитие деятельности молодежи и детских объединений.В1999 г. в РФ было зарегистрировано 70 молодежных, 24 детских международных, общественных и межрегиональных объединений, 567 региональных детских и молодежных объединений. В нашей области около 60 организаций, но не все они зарегистрированы. Сейчас количество молодежных объединений возросло. Регламентирует деятельность объединений обычно такой документ, как устав, но в нем не фиксируется ответственность членов организации за ее функционирование. А в некоторых тульских организациях такие уставы, как выяснилось в ходе проведения исследования «Молодежные и детские организации г. Тулы» ЦСППМ «Шанс», вообще отсутствуют. Организации осуществляют свою работу по различным направлениям: политическое - они прежде всего представлены такими организациями, как СМ (около 6000 чел. - самая многочисленная организация), КСМ (около 100 чел.), ЛДПР, молодежное объединение «Яблоко» (20 чел.), НДР, досуговые организации например, студенческий центр ТулГУ, социальная защита молодежи («Забота» - 300 тыс. чел.). Исследование показало, что достаточно высок интерес молодежи к деятельности этих и других молодежных объединений в Тульской области.
Эффективность ГМП может быть оценена на основе установления обратной связи с молодежью, которую и обеспечивают социсследования. ЦСППМ «Шанс» регулярно изучал социальное самочувствие молодежи Центральной России. Мониторинг включал в себя исследование молодежи семи областей: Владимирской, Курской, Тульской, Калужской, Орловской, Тамбовской, Рязанской, объем выборки 3500 чел. на каждом этапе. Двухлетний мониторинг показал, что несколько снижается критичность оценок молодежи в отношении российской ситуации, повышается степень ее толерантности, что свидетельствует о снижении степени социальной напряженности в молодежной среде.
Изучается также и социальная адаптация молодежи. Исследования социальной адаптации молодежи г. Тулы, проведенное ЦСППМ «Шанс» в 2000 - 2002 гг., показало, что молодежь осознает, что в условиях минимальной социальной защищенности она сама ответственна за свое будущее. Результаты данного и других исследований, проведенных в 2003 – 2004 гг., в том числе и на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ, указывают на то, что в ходе российских реформ молодежь больше потеряла, чем приобрела. В числе «потерь» - уверенность в завтрашнем дне, снижение уровня доходов, возможность приобретения жилья и полноценного отдыха. В ряду «приобретений» от реформ - свобода действия, свобода слова, возможность приобретать различные продукты питания и модную одежду. Все это свидетельствует о том, что социальная адаптация молодежи происходит по регрессивному типу, то есть сопровождается снижением социального статуса молодежи. Вообще вопросы образования лучше всего по сравнению с другими решаются на местном уровне. Об этом говорят следующие результаты. Поддержку местных властей в решении проблем образования ощущают 35.1 %, в решении проблем предпринимательства - 27.8 %, профессиональной подготовки –
23.6 %, отдыха 23.2 %, занятости 20.8 %. Менее всего ощущается поддержка местных властей в решении проблем жилья и проблем молодой семьи (десятая часть опрошенных). Заметно снижение уровня патриотизма тульской молодежи. Так, на вопрос, хотели бы вы родиться и жить не в России, а в другой стране, 32,4 % дали утвердительный ответ, 36,4 % отрицательный. В целом адаптация молодежи протекает неоднозначно.
В комплексе факторов, влияющих на социальную адаптацию молодежи, ведущая роль принадлежит факторам социетального уровня. Адаптационные процессы существенным образом отягощаются высоким уровнем преступности молодежи в целом и подростков как одной из ее категорий, а также значительным уровнем распространения наркотиков. Это, в свою очередь, усугубляют криминогенную ситуацию в молодежной среде и в области в целом.
Остановимся на взаимодействии государства и молодежных объединений (МО). Отношения государства и МО были определены Указом Президента в сентябре 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», а также постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политике в Российской Федерации». Перечисленные документы определяют, что одним из направлений ГМП является развитие МО, движений, инициатив, а также констатируют, что она (политика) проводится в отношении МО и осуществляется государственными органами и должностными лицами, МО, их ассоциациями и молодыми гражданами. В Концепции государственной молодежной политики, одобренной заседанием Правительственной комиссии по делам молодежи 5 декабря 2001 г., основной акцент сделан на участии молодых граждан в реализации проектов, решении их собственных проблем и на поддержку инициатив МО. Обозначенные в Постановлении Верховного Совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» позиции нашли развитие в федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001 – 2005 гг.), утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015. Взаимодействие государства с МО было определено в подпрограмме «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений». государственная поддержка деятельности МО осуществляется в соответствии с ФЗ от 18.06.1995 № 98 - ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»1. Опыт реализации закона показал его сильные и слабые стороны и поставил вопрос о совершенствовании законодательной базы взаимодействия государства и МО. Финансирование проектов МО осуществляется на конкурсной основе в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001 – 2005 гг.). Количество МО, участвующих в конкурсах, ежегодно возрастает на 40 – 60 %, а также улучшается и качество направляемых на конкурс программ. В среднем около 70 % программ получают гранты и финансовую поддержку. Региональные, местные МО получают финансовую поддержку из средств областных и муниципальных бюджетов. Она выражается в предоставлении субсидий МО, а также в частичном финансировании программ и проектов на конкурсной основе. Они разрабатывают и проводят в жизнь новые программы поддержки и помощи юным. 51,4 % полагают, что решают проблемы, которыми государство вообще не занимается. 39,9 % отметили, что их объединение предлагает более гуманные и/или инновационные подходы к решению злободневных проблем1. Взаимодействие государственных органов с МО происходит также в сфере информационного и научно-методического обмена. Интересы государства и молодежи в сфере создания и функционирования МО совпадают. Однако необходимо выработать организованные и неорганизованные формы, которые обеспечат свободу выбора и действий, реализацию социальных интересов и потребностей юношей и девушек, их социально значимое участие в жизни государства и общества.
Остановимся на особенностях становления и развития молодежных организаций (МО) в Тульском регионе. В список молодежных общественных организаций г. Тулы и области входят 47 объединений общей численностью 22 851 членов. Однако членами МО являются только 6,5 % тульской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Эта цифра немногим выше, чем в среднем по стране (2 - 4 %). По данным исследования «Гражданское и патриотическое воспитание школьников г. Тулы», проведенного в 2002 г., всего 20,4 % учащихся старших классов школ знакомы с какими-либо общественными организациями.
Основные проблемы молодежи, согласно многочисленным российским и региональным исследованиям, следующие.
1.Адаптация молодежи в сфере экономики значительно осложняется отсутствием необходимых стартовых условий для достижения достойного экономического статуса.
2.Сложное экономическое положение молодежи предопределяет процессы ее социального перемещения в низший слой общества, а значит, формирует адаптацию регрессивного типа.
3.Отсутствие благоприятных условий для повышения экономической активности молодежи выступает в качестве внешних дефицитов ее социальной адаптации к рынку и внешних помех как недостатка стимулов к экономической, трудовой и инновационной деятельности.
4.Адаптация молодежи к политике характеризуется усилением ее отчуждения от государства, низкой степенью социально-политической активности.
5.Незначительная доля молодежи, участвующая в деятельности молодежных организаций, свидетельствует о слабой интенсивности молодежного движения в регионе, низкой степени политической идентичности.
6.Социальные изменения, происходящие в российском обществе, породили отчуждение значительной доли молодежи от реформ, хотя и в молодежной среде велико число их сторонников.
7.Отсутствие должного внимания к молодежи как к объекту права со стороны должностных лиц порождает высокую степень иального исключения молодежи, выводя ее из “правового поля” общества, приводит к бездуховности и дегуманизации этой социальной категории.
8. Активизация адаптивного ресурса молодежи в результате разработки и внедрения конкретных рекомендаций в рамках реализации основных направлений государственной молодежной политики применительно к специфике региона могла бы способствовать созданию более благоприятных институциональных условий для оптимизации социальной адаптации молодежи к трансформациям российского общества.
9.Молодежь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Но эта особенность молодежи, составляющая один из важнейших резервов российских реформ, недооцениваются государством.
10.Одно из базовых положений ГМП в РФ - обеспечение равенства стартовых возможностей молодежи - не реализуется и все меньше имеет перспектив быть реализованным.
11.В общероссийском масштабе происходит дистанцирование молодежи от государства, которое не находит механизмов развития ее инициатив. Такое положение не только не способствует выходу общества из кризиса, но и порождает новые кризисные ситуации. ГМП является одним из условия социализации, адаптации молодежи к общественным переменам и ее интеграции в общество. Дальнейшая проработка механизмов реализации ГМП на всех уровнях может способствовать формированию поколения, которое займет достойное место в обществе.
Выводы
1 Предметная область социологии молодежи формируется во взаимодействии со многими другими науками и предполагает изучение молодежи: 1) в различных сферах деятельности (экономической, политической, культурной и т.д.); 2) ее положения как результатов изменений, происходящих в обществе в конкретный исторический период времени; 3) во взаимодействии с другими социально-демографическими группами и обществом в целом для определения путей ее интеграции в общество.
2. Понятие «российская молодежь» характеризуется как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных подгрупп, социального положения, социально- психологических качеств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии