Социальная стратификация и социальная мобильность
Все эти социально-классовые образования являются неоднородными и включают в себя множество социальных подгрупп, отличающихся друг от друга рядом социальных характеристик. Внутри классов существуют более мелкие подгруппы – социальных слои или страты. Социальная стратификация существует в каждом обществе. Ее можно рассматривать как динамическое явление, и тогда она понимается как процесс и результат образования социальных групп, расположенных в иерархической последовательности, определяемой рядом признаков. С точки зрения статического подхода социальная стратификация – это совокупность расположенных вертикально социальных слоев.Основанием социальной стратификации могут являться различные критерии: ценностные или политические ориентации, возраст, национальность, род занятий, должность, но в качестве основных принято рассматривать доход, власть, образование и престиж.
Доход – это объективная характеристика. Его измеряют количеством денег, которые получает индивид или его семья за конкретный период времени (например, год или месяц). Доход может складываться не только из заработной платы. В экономически развитых странах его также определяют дивиденды, проценты по вкладам в банках, выплаты за членство в паевых инвестиционных фондах, за сдачу жилья в аренду и т.д. Власть также относят к ряду объективных параметров. Ее измеряют количеством человек, для которых решения индивида или социальной группы являются обязательными. Суть власти в возможности навязывать свою волю людям, находящимся в подчинении. Образование исчисляют количеством лет, проведенных в учебных заведениях. Специфическим критерием социальной стратификации является престиж. Он не имеет объективного материального выражения. Престиж является субъективным отражением в сознании людей важности и желательности обладания конкретным социальным статусом или ролью. Он не всегда совпадает с объективными показателями, такими как власть или доход.
Можно привести различные примеры, иллюстрирующие тот факт, что слагаемые стратификации обеспечивают людям неравнозначное положение по отдельным позициям, то есть, имея высокое положение в обществе по одним основаниям, можно быть обладателем более низкого ранга с точки зрения других показателей. В частности, психолог может иметь не очень высокий доход, но обладать определенной мерой власти над своими клиентами. Его профессия не требует таких точных знаний, как нейрохирургия, и на его академическую подготовку требуется меньше времени, чем на подготовку врача. В то же время и те, и другие, являются представителями престижных профессий: первых считают носителями особого рода знаний, вторых относят к обладателям высокого социального статуса в связи с родом деятельности и сложностью выполняемой работы. Вместе с тем, их доход может оказаться значительно меньше, чем доход предпринимателя. Предприниматель может обладать высоким доходом, но не властью и образованием.
История развития человечества продемонстрировала различные системы социальной стратификации, имеющие специфические очертания в каждом обществе в конкретный период времени. Примерами являются варновый строй в Индии (зародившийся в древние времена и почти в неизменном виде существующий в настоящее время), кастовый строй в средневековой Испании, сословный строй в странах Западной Европы и в царской России. Принадлежность к какому-либо сословию, касте или варне, как правило, определяла диапазон возможностей доступа к различным социальным ресурсам. В современных обществах сословным различиям не уделяется значительного внимания (хотя в формально в ряде стран существуют сословные титулы), тем не менее, положение социальных групп или индивидов нельзя назвать равноценным.
В основе социальной дифференциации могут лежать самые разные параметры, которые способствуют формированию неравноправного положения их носителей. Пол, возраст, национальность, род занятий, профессия, место проживания, семейный или должностной статус влияют на те функции, которые люди выполняют в конкретном обществе, на количество социальных благ, которые ему достаются и на то, как относятся к нему представители тех или иных социальных сегментов. Например, дети обладают меньшим количеством прав, чем взрослые, но общество не требует от них исполнения большого количества обязанностей. Международные исследования показывают, что во всем мире женщинам достается меньше богатства, и власти, чем мужчинам1. Принадлежность к определенной расе или национальности может оказаться основанием для предрассудков и дискриминации, а профессиональный статус может обеспечивать привилегированное положение, несмотря на умеренные размеры доходов.
То есть, представители социальных групп, выделяемых на основании какого-либо признака, занимают различные ранговые позиции. Ранговое положение индивида или социальной группы в социальной структуре называют социальным статусом. Чаще всего социальные субъекты являются обладателями не одного, а нескольких социальных статусов. Например, можно быть одновременно молодым человеком, не имеющим знатного происхождения, обладателем средних доходов, занимающим должность руководителя отдела малого предприятия, имеющего в подчинении несколько сотрудников и являться мужем, отцом, сыном и неформальным лидером дружеской кампании. Совокупный статус индивида называют статусным набором.
Категория социальный статус является одной из ключевых категорий социологии. Ей обозначают статический аспект положения человека в группе или обществе. С этой категорией классики социологии связывали две другие категории – «функция» и «роль». Социальная функция – это совокупность прав и обязанностей, которые выполняют носители конкретного социального статуса. Социальная роль тесно связана с теми функциями, которые выполняет в обществе носитель конкретного социального статуса. Часто ее называют динамическим выражением статуса. Социальная роль – это модель поведения, определяемая социальным статусом. Например, представители национальных меньшинств чаще выполняют те виды не престижных и низкооплачиваемых работ, на которые представители титульной нации не соглашаются. Они имеют значительно меньше шансов на социальное продвижение и не только потому, что являются носителями низкого прирожденного статуса, но и потому, что преодолевают большее число социальных и социально-психологических барьеров. Одним из таких барьеров являются ролевые экспектации, то есть ожидания со стороны общества относительно обладателей социальных статусов и ролей. От представителей некоренного населения ожидают скромности и непритязательности, от мужчин – ответственности и напористости, от женщин – желания заботиться об окружающих, от учащихся - дисциплины и стремления к знаниям, от врачей и ньюсмейкеров – компетентности и т. д.. Несоответствие поведения ролевым ожиданиям часто расценивается обществом как несоблюдение норм, и может повлечь за собой социальные санкции. Например, за непроверенную информацию репортера могут уволить, за отказ заботиться о детях лишают родительских прав, за недобросовестное отношение к учебе исключают из учебного заведения.
Ролевые наборы существуют наряду со статусными наборами и отражают социальное положение их носителей. Социальный статус редко остается неизменным. В любом обществе существует внутреннее движение. Тенденция максимально использовать свои возможности, заложенная в каждом представителе живого мира и названная американским психологом А. Маслоу тенденцией к самоактуализации, на уровне общества выражается в том, что люди, как правило, стремятся занять более высокое положение в социальной иерархии. Изменение социальным субъектом (индивидом или группой) своего социального статуса в науке обозначается категорией социальная мобильность.
Теоретические основы ее исследования были заложены П. Сорокиным в его одноименной работе. Им было выделено два основных типа мобильности: вертикальная и горизонтальная. Первая связана с переходом из одного социального слоя в другой. Вторая предполагает перемещение внутри одного слоя без изменения социального статуса. Переезд из одного малого города в другой можно категоризировать как горизонтальную мобильность, а получение статуса столичного жителя – как вертикальную. Другим примером социальной мобильности является изменение рода деятельности. Если новый род занятий не приводит к росту экономического благосостояния и не является более престижным, имеет место горизонтальная мобильность, а повышение уровня доходов и (или) уважения профессии в общественном сознании говорит о вертикальной мобильности. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (характеризующейся социальным продвижением), так и нисходящей (утратой социального статуса). Количество ступеней, на которое удалось подняться или пришлось опуститься социальному субъекту, называют дистанцией мобильности.
В науке также отмечают существование групповых и индивидуальных форм социальной мобильности. Индивидуальная мобильность – это социальное перемещение одного человека. В отечественной социологии выделяют следующие каналы изменения общественного положения и способы социального продвижения: изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения, брак с представителем более высокого социального слоя. Во все времена выгодный брак служил наилучшим средством преодоления социальных барьеров, но такой путь социального продвижения статуса требует освоения новых социальных ролей и необходимых для них поведенческих паттернов. Несоответствие поведения ролевым экспектациям может привести к утрате социальных позиций.
Групповая мобильность – это изменение положения социальных групп (этнических, профессиональных, возрастных). Она в наибольшей степени характерна для быстро меняющихся обществ. Пики групповой мобильности приходятся на те периоды социального развития, когда происходит смена социальной модели или важные исторические вехи. Так, в прошлом веке существенные изменения положения социальных групп были связаны с революционными преобразованиями, последовавшими за ними коллективизацией и индустриализацией, военными событиями, а также с падением коммунистического режима в 1991-1992 годах.
Социологи выделяют также межпоколеннуюивнутрипоколеннуюмобильность. В первом случае трансформация социального статуса происходит в масштабах смены поколений, то есть в течение пятнадцати и более лет. Во втором случае изменение положения в обществе достигается в значительно более сжатые сроки. При этом поколение «детей» добивается успеха или утрачивает статус, унаследованный от «отцов», по мере собственного социального развития.
Различные типы обществ характеризуются различными возможностями для осуществления социальной мобильности. С этой точки зрения ученые выделяют закрытыеиоткрытыеобщества. Первые резко ограничивают любые социальные перемещения: географические, вертикальные и горизонтальные, индивидуальные и групповые. Закрытыми были российское общество вплоть до концаXIXвека, СССР в период 70-80-х годов, а также доиндустриальные общества. Открытые общества допускают движение людей по социальной лестнице, представляют возможности достижения новых должностных, образовательных, экономических статусов. Наибольшей открытостью характеризуются индустриальное и, в особенности, постиндустриальное общество, требующее постоянного переобучения, профессионального роста и динамики сознания.
Но именно в данном типе обществ, где социальные перемещения не только допускаются, но и поощряются, чаще имеет место явление, называемое маргинализацией(от лат.merginelis– находящийся на краю, на границе). Данный феномен существует как в стабильных, так и в нестабильных обществах, но в большей степени характерен для последних. Меняя социальное положение, социальный субъект покидает одну социальную группу (или нишу), но не успевает или не может интегрироваться в другую, оказываясь в промежуточном положении. Например, дети, рожденные в межэтническом или межрасовом браке могут быть отверженными родственниками с обеих сторон. Некоторые современные социологи (Т. Парсонс) в качестве маргинальных групп называют молодежь, которая уже покинула мир детства, но еще не стала полноправным членом мира взрослых. В маргинальном положении могут оказаться профессиональные группы (например, «вынужденные домохозяйки» - женщины, работавшие инженерами, но утратившие полную занятость в результате конверсии предприятия, на котором они работали) или этнические (эмигранты, экономические мигранты). Неоднозначное социальное положение маргинальных групп чревато социальными конфликтами. Зачастую люди, утратившие статус, используют противоправные средства в достижении материальных и других благ. Маргинализация имела место во все исторические периоды социального развития, но в большей степени характерна для динамично развивающихся обществ, а также обществ, переживающих коренную ломку сложившихся социальных отношений.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии