1.Демографические основы общественной жизни
Приступая к рассмотрению первого вопроса, важно обратить внимание на связь демографии и социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются одним из мощных факторов формирования конкретных особенностей тех или иных социальных феноменов и процессов. Изучение любого социального явления невозможно в отрыве от учета влияния демографического фактора, параметры которого задают как бы внешние рамки, в которых развертывается тот или иной социальный процесс , оказывают влияние на его характеристики.
Далее следует дать определение понятию "демография". Демография – это наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, территориальное распределение и жизненную динамику.Демография происходит от греческогоdemos- народ иgrapho – пишу. Впервые термин "демография" применил французкий ученый А.Гийяр в работе "Элементы статистики человека или Сравнительная демография" (1855).Основы демографии были изложены в книге английского исследователя Д.Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности" (1662). Как самостоятельная наука демография оформилась во второй половинеXIXвека, когда в обиход вошли переписи населения. В России впервые к демографии обратился М.В.Ломоносов. Занимался ею А.П.Чехов. ВXXвеке серьезные исследования в области отечественной демографии были проведены С.А.Новосельским,Б.Ц.Урланисом, Д.Н.Валентеем, А.Я.Квашой и др. В период между двумя мировыми войнами демография приобрела широкий характер. В 1928 году был основан Международный союз научных исследований населения.
Важнейшими социально-демографическими показателями общества являются: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграционный обмен населения, плотность населения. Каждый из выше названных показателей характеризует состав населения по следующим признакам: пол, возраст, семейное состояние, место рождения, место проживания. Они выражают соотношения и связи между однопорядковыми элементами. Эти соотношения могут комбинироваться по двум и более признакам.
Основополагающей демографической характеристикой является возраст, так как от него зависят особенности воспроизводства населения. Возраст является признаком, равномерно увеличивающимся с течением времени.
Возрастной структуройнаселения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Информация овозрастной структуренаселения необходима для исследования многих социальных и демографических процессов. Зная особенностивозрастной структурынаселения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, воспроизводства населения в целом. Зная эти особенности, можно оценивать вероятности возникновения тех или иных проблем в социальной сфере.
Для построения возрастной структуры населения используются одногодичные и пятилетние возрастные интервалы. Последние наиболее применяемы. Пятилетняя возрастная структура строится по следующим возрастным группам: 0 лет, 1-4 года, 5-9 лет, 10-14 лет, …, 35-39 лет, …, 80-84 года, …, 100 лет и старше.
Кроме возрастных групп при анализе возрастной структуры в зависимости от конкретных целей выделяют возрастные контингенты.Возрастной контингент– это группа лиц, объединенных как общим для них возрастом, так и некоторым социально-экономическим и иным признаком. Отечественная статистика выделяет целый ряд групп, состав которых определяется как физиологическими особенностями людей, так и наличными общественными отношениями и отражающим их законодательством. В числе таких возрастных контингентов можно назвать:ясельный(дети 3-6 лет),дошкольные(дети в возрасте 3-6 лет),школьный(дети и подростки в возрасте 7-15 лет),трудоспособный(мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года),репродуктивный(детородный- женщины в возрасте 15-49 лет),призывной(мужчины в возрасте 18-50 лет),электоральный (мужчины и женщины старше 17 лет) и т.д.1
Другая важная характеристика населения - его половая структура. Пол отличается от других демографических признаков своей практически абсолютной неизменностью в течение всей жизни. Правда, в последнее время стали делать транссексуальные операции, но они достаточно редки (примерно, по одной операции на 1000 мужчин и на 1300 женщин)
Половая структура– это существующее в населении соотношение между мужчинами и женщинами. Хотя различия между мужчиной и женщиной имеют биологическую основу, распределение любого населения на мужчин и женщин является следствием конкретно-исторических условий. В соответствии с необходимой закономерностью в каждом народонаселении мальчиков рождается всегда больше, чем девочек. Обычно на 100 рожденных девочек приходится 105-106 мальчиков.
Соотношение между рожденными мальчиками и девочками является практически постоянным за исключением экстремальных ситуаций, таких как, например, войны. Как правило, в первые послевоенные годы (и после Первой и Второй мировых войн) доля мальчиков среди новорожденных возрастала. Несмотря на то, что мальчиков рождается больше, чем девочек, в населении большинства стран мира женщин оказывается больше, чем мужчин. Объясняется это тем, что смертность среди мужчин вследствие их специфического образа жизни, а возможно , и каких-то биологических механизмов сама по себе превышает смертность среди женщин. В России одним из главных неблагоприятных демографических последствий экономических реформ 80-90-х гг. оказался огромный недостаток мужчин, обусловленный их очень высокой смертностью.
Сравнение с другими крупными странами (табл. 1) указывает на значительный недостаток в России мужчин средних и, особенно, старших возрастов.
Таблица 1
Число мужчин на 1000 женщин в некоторых крупных странах
Страны |
Всего |
Возрастные группы, лет
| |||
0 -14 лет | 15 – 59 лет | 60 и более лет | |||
Россия США Великобритания Германия Франция | 883 959 965 950 949 | 1046 1049 1053 1054 1047 | 968 995 1023 1041 1004 | 526 739 745 670 729 |
Соотношение полов в населении, так же как и возрастной состав, оказывают значительное влияние на процессы воспроизводства населения. Пол и возраст в ходе естественного воспроизводства населения тесно связаны. Поэтому их обычно рассматривают вместе.
Для наглядного и совместного представления возрастной и половой структур населения демографы строят так называемые возрастно-половыепирамиды. Возрастно-половая пирамидапредставляет собой двустороннюю линейчатую диаграмму распределения населения по возрасту, причем, с одной стороны графика (справа) изображается женское население, а с другой стороны (слева) – мужское. Вертикальная ось диаграммы представляет собой шкалу возраста, выраженную в одно- или пятилетних интервалах, начиная от 0 лет и кончая предельным возрастом или открытым возрастным интервалом. Общая численность населения данного пола и возраста или его доля во всем населении или в населении данного пола изображаются в виде горизонтальных полос, площадь которых (или длина в случае равных интервалов) пропорциональна названным показателям. Для получения сопоставимой информации о возрастной структуре мужского и женского населения пирамиды строят, пользуясь долями численности данной возрастно-половой группы во всем населении и принимая общую численность населения за 100, 1000 или 10000.
Полученная таким образом диаграмма была в свое время названа пирамидой, потому что из-за влияния смертности число лиц в старших возрастах обычно меньше, чем в младших. Так было в те годы, когда был предложен этот инструмент наглядного представления возрастно-половой структуры населения. В настоящее время в странах с низкой рождаемостью, к числу которых относится и Россия, форма диаграммы распределения населения по полу и возрасту напоминает больше перевернутую урну, чем пирамиду.
Возрастно-половая пирамида изображает состояние населения в какой-либо момент времени (на момент переписи или на 1 января).По сравнительной длине полос можно судить о влиянии процессов рождаемости и смертности на возрастную структуру населения, а также о будущих тенденциях воспроизводства населения и о возможных перспективах изменения его численности в будущем. Если в какой-то год число родившихся заметно отличается в ту или иную сторону от соседних, то на возрастно-половой пирамиде это отразится в виде или выступа (если число родившихся больше, чем в соседние годы), или провалом (если это число соответственно меньше). И эта деформация, проходя через более старшие возрасты, сохранится на протяжении практически целого столетия, пока не вымрет данная совокупность родившихся. И она будет оказывать влияние на демографические и социальные процессы.
На рисунке представлена возрастная пирамида населения России на начало 1994 г., которая позволяет судить об изменениях рождаемости и смертности на протяжении ста лет.
2 млн 1 млн 0 млн 1 млн 2 млн
мужчины женщины
численность населения (млн. чел.)
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии