logo
Учебник социология / Учебник

I. Объект и предмет социологии

Социология - это одна из множества существующих сегодня обществен­ных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857) - она прошла большой путь своего развития и совершенствования. В настоящее время социология обладает развитой атрибутикой, характерной для любой зрелой науки.

Важнейшим из атрибутов, то есть неотъемлемых свойств любой науки, в том числе и социологии, является изучаемый ею предмет. Предмет науки - это та сторона (сфера) действительности, окружающего нас мира, которая изучает­ся данной наукой. У каждой науки свой предмет. При этом предмет науки име­ет двойственную природу, что, кстати, не всегда принимается во внимание. Во-первых, он представляет, как только что было отмечено, конкретную сторону объективной реальности, а, с другой, - выступает в качестве результа­та, своего рода продукта исследовательской работы ученых, суть которой в вы­членении и абстрагировании из окружающего нас мира для специального изу­чения данной его стороны.

Чтобы учесть эту двойственность предмета науки в науковедении исполь­зуют и такое понятие, как «объект науки». Благодаря этому проводится разли­чие между тем, с чем непосредственно имеет дело ученый как представитель данной науки (предмет науки), и тем, что существует в самом окружающем нас мире как объективная реальность (объект науки).

Нередко различные явления, процессы окружающего нас мира выступают как объекты междисциплинарного исследования, то есть они могут рассматри­ваться как общие объекты целого ряда наук.

Именно так и обстоит дело с социологией. Ответ на вопрос, что она изучает, содержится уже в самом ее названии: «социология». Оно образовано в результате сочетания двух терминов - латинского societas (обще­ство) и греческого logos (слово, учение). В нем указывается, прежде всего, на объект социологии - общество. Общество как объект изучается и другими нау­ками. У социологии имеется свой угол зрения на общество, не совпадающий с подходами к его изучению, характерными для других общественных дисцип­лин. При этом, хотя социология имеет дело с любой стороной (сферой) жизни общества, она не подменяет собой других наук. В то же время и ни одна из об­щественных наук в отдельности, как и все они, вместе взятые, не могут заме­нить собой социологию.

Итак, объектом исследования социологии является общество.

Что же выступает в таком случае предметом социологии как одной из общественных наук?

Ответ на данный вопрос, хотя и весьма общий, также имплицитно содер­жится в самом названии этой дисциплины - социология (наука об обществе). Дело в том, что в этом названии, в отличие от конкретных общественных дис­циплин, скажем, той же политологии, совсем ничего не говорится о том, какую сторону или сферу общества - экономическую, политическую, духовную, гео­графическую, этническую и т. д. - изучает социология. Такое указание содержит­ся лишь в названиях частных наук, изучающих общество (наука о политике - политология; наука об экономике - экономическая теория; наука о морали - этика и т. д.).

Социология - это наука об обществе. В этом заключен глубокий смысл, если иметь в виду проблему определения ее предмета. Предмет социологии - просто общество, или иными словами, общество вообще (общество как тако­вое), общество в целом. Именно в этом заключается специфика того угла зре­ния на общество, который характерен для социологии.

Но что это значит - изучать общество вообще, общество в целом? Опре­деление предмета социологии предполагает обязательное разъяснение данного вопроса. Это тем более следует сделать, потому что при данной формулировке предмета науки, о которой здесь идет речь, вполне возможен упрек в том, что общества вообще (общества как такового) нет; оно просто не существует. Ре­ально существуют лишь конкретные общества, скажем, российское, японское, французское; традиционное, индустриальное, постиндустриальное; западное, восточное; демократическое, недемократическое. Общество вообще - это абст­ракция. И с этим надо согласиться. Но в таком случае выходит, что социология имеет дело не с реально существующей жизнью, а лишь с понятиями (абстрак­циями) и является в высшей степени абстрактной дисциплиной, наподобие фи­лософии, которая, как известно, не является наукой в точном смысле этого сло­ва.

Социология не единственная наука, которая имеет дело с общими поня­тиями. Таковыми являются все теоретические дисциплины. В общих понятиях, абстракциях, отражаются характерные для реально существующих явлений, процессов, вещей общие им черты, признаки, свойства. Общество как абстрак­ция фиксирует в себе общие признаки, свойства, характерные черты, присущие всем без исключения конкретным, реально существующим обществам. Они, эти признаки, свойства могут и должны быть предметом специального рас­смотрения. Прерогатива этого рассмотрения и принадлежит как раз социологии как общей, комплексной науке об обществе. Адекватное представление о них является весьма важным для понимания самих реально существующих, кон­кретных обществ, ибо как бы эти последние не отличались друг от друга, они тем не менее представляют собой один и тот же тип объективной реальности - социальную жизнь.

Определение «социология - наука об обществе как таковом, обществе в целом» означает также то, что она изучает не какие-то отдельные стороны об­щества, а общество в единстве всех его сторон (сфер). Здесь чрезвычайно важным является понимание того, что общество не равно простой сумме обра­зующих его сторон. Общество не суммативная, а целостная, органическая сис­тема. Оно больше, нежели простая сумма составляющих его сторон. Это «больше» образуется за счет функционального взаимодействия различных сто­рон общества и проявляется в особых качествах, свойствах, признаках общест­ва, которыми не обладает ни одна из его сторон, взятая сама по себе. Это новое также обусловливает возможность и, что очень важно, необходимость особого, специального изучения общества, которое и закрепляется как раз за социоло­гией. Это есть изучение общества как органического целого, как системы.

Таким образом, предмет социологии - это, во-первых, общество вообще (как таковое) и, во-вторых, общество в целом (как целое).

В данных двух аспектах социологии заключается ее специфика и отличие от других наук об обществе.

Также как и первый, второй из этих аспектов предмета социологии связан с изучением общего. Только в первом случае, как уже было показано, речь идет об изучении общих черт, свойств и признаков, характерных для любого обще­ства, любого с точки зрения принадлежности к тому или иному историческому типу, - а во втором, - об изучении общего, что является характерным для любой из сфер общества, для любого его процесса или явления. Таким общим у всех сторон или сфер жизни общества выступает то, что все они представляют собой конкретную, но только на этот раз не историческую, а функциональную форму проявления социального. «Социальное» - вторая важнейшая, наряду с «общест­вом» категория социологии как науки. Она также, как и категория «общество», имеет заглавный характер и имманентно содержится в самом названии науки «социология». Социология - наука о социальном. И это - не игра слов или слу­чайное совпадение. В этой полизначности (дуальности) названия «социология» объективно содержится глубокий смысл.

Дело в том, что понятие «общество» и понятие «социальное» существуют лишь как взаимосвязанные, соотносительные категории, фиксирующие две стороны одного и того же - предмета социологии, выступающего в реальной действительности как исторический процесс жизни и деятельности (жизнедея­тельности) людей. Понятие «общество» фиксирует организацион­ную форму (структуру) социального; оно представляет социальное во всем его многообразии проявлений. Понятие «социальное» же фиксирует и выражает сущность того, что является объектом социологии - общества. Поня­тие «общество» отражает объект социологии прежде всего со стороны его объ­ема, тогда как понятие «социальное» - фиксирует и выражает то, что составля­ет главное качество, специфику и сущность, отличие общества от природы.

Социальное - это сущностная основа всех общественных отношений и взаимодействий людей. Благодаря тому, что социальное как бы разлито по все­му обществу - составляет своего рода субстрат общественных отношений - в компетенцию социологии входит изучение любой стороны, а также этапа и уровня функционирования и развития общества.

При этом социология изучает социальное как само по себе, так и кон­кретные формы его проявления в различных сферах и на различных уровнях общественной жизни. Она изучает не экономику в обществе, а социальное в экономике (социальный аспект экономики); не политическое в социальной жизни людей, а социальный аспект политики (социальное содержание и социальный смысл политики).

Социология изучает, кроме того, взаимосвязь этих различных форм про­явления социального. Дело в том, что взаимосвязь, взаимодействие в обществе - это и есть главное содержание «социального».

Понимание социального как взаимосвязи, взаимодействия еще в большей мере имеет смысл применительно к человеческим индивидам как социальным существам. Именно взаимные ориентации и зависимость, взаимные ожидания ответных действий и взаимные обязательства, то есть взаимодействие человеческих индивидов, и составляет суть социального, его квинтэссенцию. По мнению известного немецкого социолога М.Вебера, сопря­женная система взаимных ожиданий-обязательств составляет основу совмест­ного, коллективного, то есть общественного проживания людей; обеспечивает упорядоченность, стабильность общества, регулярность в его функционирова­нии, надежность, управляемость и прогнозируемость и тем самым рациональ­ность коллективной, то есть общественной формы жизни человеческих инди­видов. Данная система служит также основанием становления, формирова­ния самих человеческих индивидов как социальных существ в процессе их социализации.

Исходя из этого, а также учитывая то, что общество состоит из индиви­дов и что носителями (субъектами) социального являются, прежде всего, инди­виды и их различные объединения, группы, социология изучает не только соб­ственно общество и образующие его различные сообщества людей, но и самих индивидов. При этом социолог имеет дело не только с такими общими поня­тиями, как «индивид», «человек», «личность», но и с реальными, конкретными, живыми людьми. Более того, только через изучение реально существующих, взаимодействующих между собой живых человеческих индивидов и возможно изучение различных сообществ, групп людей, их агрегатов и организаций и тем самым общества как такового.

Поэтому социология в качестве своего предмета рассматривает также индивида (чело­века), личность и социальную группу как объединение индивидов и, наконец, общество как особого рода сообщество людей.

К предмету социологии следует отнести и мировое сообщество людей, ибо в нем, хотя и в весьма специфической форме, также проявляется социаль­ное. Взаимодействие человеческих индивидов на этом уровне опосредуется со­ответствующими организациями: одни из них возникают и существуют в рам­ках отдельных стран (государств), а другие возникают и функционируют как международные, межгосударственные структуры (например, ООН, ЕС, и др.). Учитывая сказанное ранее, можно заключить, что существует четыре уровня предметной области социологии как науки: межличностный, групповой, социетальный (уровень, представленный обществом как страной, государст­вом), мирового сообщества.

Являясь специальной или собственно наукой об обществе, предмет ко­торой и понятие «общество» совпадают, социология выступает как «прима - об­щественная наука», лидер среди всех наук, изучающих общество. Таковой она является также потому, что, с одной стороны, наиболее полно охватывает обще­ство как объект изучения, а с другой, - изучает самое суть того, что составляет общество - социальное как особое качество жизни человека в обществе и по­средством общества.

Полнее и лучше понять специфику социологии как науки, пред­мета ее изучения поможет ответ на вопрос: в каком соотношении она находится с другими науками, так или иначе изучающими обще­ство. При этом следует подойти дифференцированно к данному воп­росу, рассматривая раздельно то, как соотносится социология с более общими и менее общими, чем она сама, дисциплинами. К пер­вым относится философия, которая также имеет отношение к анали­зу общества в таких своих составных частях, как философия истории и социальная философия. Кстати, раз речь зашла о философии, заметим, что первоначально, то есть когда социологии как таковой еще не существовало, знания об обществе развивались преимущественно в рамках философии и как раз в лице философии истории и социальной философии. Затем, с накоплением достаточного материала для того, чтобы смогла образоваться отдельная, специальная наука об общест­ве (материала по объему и качеству, который не мог уже прирастать и совершенствоваться в рамках философии как умозрительной, мировоззренческой дисциплины), произошло отпочкование его от философии и оформление в осо­бую науку, которую О. Конт и назвал как собственно науку об обществе социологией.

Особенностью философии в познании общего с социологией объекта - общества является то, что философия изучает общество как один из видов своего объекта, - объективной реальности окружающего нас мира. То есть, в философии общество рассматривается главным образом лишь как специфическая часть природы, а не само по себе, не как таковое. Тем более философия не ставит перед собой задачу анали­зировать конкретно-исторические и структурно-функциональные проявления общества.

Ко вторым, то есть общественным наукам менее общим, нежели социология, относятся, например, политология, экономическая тео­рия, теория государства и права, этика.

К примеру, политология также не изуча­ет общество как таковое и тем более общество в целом: политология - это наука лишь об одной, пусть даже весьма важной, но все же одной, отдельной стороне общества - политической сфере жизни людей, о политике.

И в первом (философия), и во втором (политология) случаях, как видно, общество не идентично, не тождественно пред­мету изучающих его дисциплин. Графически это можно представить следующим образом.

философия социология политология

А – общество.

Б - предмет науки:

1) философия - мир в целом, природа;

2) политология - политика;

3) социология - общество как таковое, общество в целом.

В первом случае общество как понятие меньше по своему объему предмета изучения; во втором – «общество» больше по своему объему предме­та изучения. В случае же с социологией понятие «общество» и предмет изу­чения совпадают, они тождественны по своему объему, более того одноименны.

Социология занимает поэтому как бы серединное положение между философией, как общей мировоззренческой дисциплиной и частными общественными науками. С одной стороны, она являет­ся общей научной дисциплиной, тяготеющей к философии (вспомним, что социология даже происходит от философии) и в какой-то своей части пересекается с ней; с другой стороны, она близка к частным общественным наукам, как наукам специальным, изучающим реально существующие, конкретные стороны, явления, процессы общественной жизни, и потому более точным и более ве­рифицируемым дисциплинам, имеющим не только мировоззренческое, но и прикладное значение. Социология в некоторых своих час­тях опирается на философию (философия истории, социальная фило­софия, гносеология или теория познания, методология). Да и сама она представляет большой научный материал для разного рода философских обобщений.

Опирается социология и на частные общественные науки, сот­рудничая с ними в изучении общества; использует родившиеся в их лоне, но ставшие сегодня уже собственно социологическими, конкретные методы исследования общества. В то же время социоло­гия сама является одной из методологических основ развития част­ных общественных наук.

Таким образом, социология это наука об обществе, о социальной жизни, ее базисных элементах и закономерностях, о человеке как социальном существе.