logo
Учебник социология / Учебник

Тема 9. Культура и общество

Цивилизация – этап развития общества, который основывается на преобразовании человеком внешнего мира (природы и общества, совокупности удобств и технических средств).

Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Язык – средство общения; связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями; с помощью языка происходит социализация личности, её адаптация к окружающей среде.

Ценности – разделяемые в обществе (социальной группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, а также средства их достижения.

Социальная норма – образец, стандарт, правило поведения (деятельности), выполнение которого ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Обычай – набор определённых образцов поведения, позволяющих людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом, традиционно установившийся порядок поведения, закреплённый коллективными привычками.

Доминирующая культура – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Нормативная культура – совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определённые социальные действия.

Субкультура – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом и другими различиями между людьми.

Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Элитарная культура – вид культуры, ценности и образцы которой в силу своей исключительности рассчитаны (и доступны) в основном на узкий круг людей, элиту общества.

Массовая культура – вид культуры, которая характеризуется ориентацией на некий усреднённый, массовый вкус, стандартизацией формы и содержания и рассчитана на коммерческий успех.

Культурный релятивизм – концепция, согласно которой члены одной социальной группы не могут понять культуры других групп, если будут исходить только из принципов своей собственной культуры и не будут учитывать своеобразие оцениваемой ими культуры.

Культурный шок – потрясение, которое испытывают представители какой-то определённой культуры при соприкосновении с другой культурой.