2. Функции семьи
Со всеми сторонами общественной жизни семья соединена системой связей, проявляющих себя через функции. Под функциями семьи понимается осуществление определенных видов жизнедеятельности. На реализацию функций семьи оказывают воздействие как внешняя социальная среда , так и характер внутрисемейных отношений.
Функции семьи разграничиваются на специфические и неспецифические. Среди них нет второстепенных, дополняя друг друга, все они являются основным. Согласно социологу А. Харчеву, к специфическим функциям семьи относятся: удовлетворение половых потребностей (сексуальная функция), рождение детей (репродуктивная функция), содержание и воспитание детей (функция социализации). Они проявляют себя как биосоциальные и сохраняются постоянно. По мере эволюционного усложнения общества, с появлением системы образования и профессионального обучения семья утрачивает некоторые из функций и более сосредотачивается на тех, которые могут быть осуществлены в ней самой. Реализация специфических функций происходит при личной мотивированности индивидов к браку, семейному образу жизни, числу детей и др. Существование семьи возможно потому, что людям свойственно испытывать потребность в ее создании и лишь благодаря этому, происходит воспроизводство населения. Иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле. Например, возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной формы удовлетворения важной социальной необходимости воспроизводства населения.
Государству в большей или меньшей мере свойственно оказывать влияние на биосоциальные потребности и это воздействие нельзя оценивать однозначно. Например, содействуя сохранению общественной жизни, государство регулирует потенциально деструктивную сексуальность с помощью такой системы контроля, как брак. Обычно оно заботится о системе образования так, чтобы культура общества передавалась от поколения к поколению. Известны такие формы организации общественной жизни (авторитарный режим), когда социальная необходимость в воспроизводстве населения, жесткие нормы регулирования рождаемости (КНР) приходят в противоречие со свободой выбора личной и семейной самореализации. В этом случае разрешение подобного рода противоречий осуществимо лишь на пути политических перемен.
Неспецифические функции семьи отражают объективно исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно по эпохам происходят рождение, содержание и воспитание детей. Поэтому семейные изменения заметнее обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах. В число этих функций входят: накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, ведение домохозяйства, организация отдыха и досуга и др.
Содержание деятельности семьи достаточно подробно может быть изложено путем анализа тех функций, которые она выполняет как для общества в целом, так и для отдельных ее членов (таблица).
Основные функции современной семьи (А.Г. Харчев, И.С. Мачковский)
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная
Воспитательная
Хозяйственно-бытовая
Экономическая
Сфера социального первичного контроля
Сфера духовного общения
Социально-статусная
Досуговая
Эмоциональная
Сексуальная | Биологическое воспроизводство общества
Социализация молодого поколения
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества
Моральная регламентация проведения членов семьи в различных сферах; установление ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения
Развитие личности членов семьи
Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия
Сексуальный контроль | Удовлетворение потребностей в детях
Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании
Получение услуг одними членами семьи от других
Получение материальных средств нетрудоспособными членами семьи
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление основ брачного союза
Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Удовлетворение сексуальных потребностей
|
Выполнение этих функций одинаково важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению важных общественных потребностей, в частности, семья обеспечивает преемственность культуры, ее развитие, участвует в сохранении и передаче молодому поколению трудовых навыков, способствует профессиональному становлению молодежи.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии