Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
Предсоциология – донаучный этап социологии, когда совокупность идей и знаний, объяснявших человека и общество, формировалась и развивалась в рамках социальной философии.
Институционализация социологии – процесс превращения социологии из состояния, при котором она развивалась на инициативной основе отдельных ученых, в социальный институт, который решает задачу обеспечения общества научной социальной информацией целенаправленно, систематически и на постоянной основе.
Современная социология – понятие (весьма относительное), обозначающее социологию эпохи индустриального и постиндустриального (информационного) общества.
Позитивизм в социологии – ведущее мировоззренческое направление в социологии XIX века, программные установки которого были сформулированы Сен-Симоном, а основные концепции paзработаны в трудах О.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера. Как общефилософская и общесоциологическая доктрина позитивизм сложился в противовес спекулятивному, в частности социально-философскому, теоретизированию. Главное в позитивизме - отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории.
Эволюционная концепция Г.Спенсера. Фундаментальные положения своей теории Г. Спенсер формулирует в терминах механики (вещество, движение, сила). Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязной однородности к определенной и связной однородности, от неопределенности к определённости. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции. Суть и содержание естественной эволюции – социализация человека.
«Социологизм» Э. Дюркгейма – концепция, в соответствии с которой при объяснении общества признаётся первичность социальной реальности, ее автономность и вторичность, подчиненность ей индивидов. Основной принцип «социологизма» – объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить социальное из него самого.
Аномия (Э. Дюркгейм) – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности.
Социология марксизма – материалистическая теория социального развития общества. Функционирование общества, сознание и поведение людей, живущих в нем, анализируется прежде всего через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Понимающая социология – одно из главных теоретико-методологических направлений в социологии, которое сформировалось как альтернатива позитивизму и которое сосредоточило свои усилия на анализе (понимании) значимых смысловых моментов социальной жизни. Термин «понимающая социология» ввел М. Вебер, хотя родоначальником данного направления в социологии принято считать В. Дильтея.
Интегральная социология П. Сорокина – социология, интерпретирующая социальную действительность с позиций социального реализма, определяющего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Социокультурная реальность характеризуется бесконечным разнообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, она охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.
Объективистская социология – понятие, характеризующее социологию как науку, полностью свободную от ценностей, науку, которой присуще состояние личного нейтралитета ученого при проведении исследования (М. Вебер).
Интерпретивная социология – изучение общества, сфокусированное на разнообразных смыслах, которые люди приписывают своему социальному миру.
Критическая социология – изучение общества, сфокусированное на необходимости социальных изменений.
Социальный факт – общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также вербальные (словесные) действия, мнения, взгляды, оценки.
Идеальный тип – понятие, составляющее основу социологии М.Вебера; отражает не объективную реальность, а результат мышления, исследовательской деятельности ученого. Идеальный тип это не цель познания, а средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий». Главная идея «понимающей социологии» М.Вебера – обоснование возможности максимально рационального поведения, которое проявляется во всех сферах человеческих взаимоотношений.
Социальный эволюционизм – представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, Земли, животного мира, культуры.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии