Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю своего существования и происходит от латинского слова «cultura», означающего «возделывание», «уход», «обрабатывание». В дальнейшем его содержание постоянно расширялось в связи с появлением новых направлений и видов преобразовательной деятельности человека. Слово «культура» стало самостоятельно употребляться с XYIII в. До этого использовалось только в словосочетаниях, например, культура поведения, культура языка и т.п. Немецкий мыслитель-правовед С. Пуфендорф одним из первых употребил термин «культура» применительно к человеку, взращенному обществом, «искусственному» в противоположность человеку «естественному», несоциализированному. Идеолог немецкого просвещения И.Г. Гердер заострил внимание на «гуманном духе» культуры. Культурой он называл процесс социального созревания человека, приобщение его к социуму за счет усвоения и применения накопленного опыта, традиций. Он отождествлял культуру с развитием науки, с просвещением. Выдающийся немецкий философ И.Кант культурой считал только то, что служит благу человека. Цель культуры он видел в развитии природных задатков и способностей человека, в моральном совершенствовании, в преодолении в нем «грубости и животности».
В XIX – XX вв. понятие «культура» стало одним из самых употребительных в науке, да и в обыденной речи множества людей. Меняется и содержание понятия. В 1881 г. английский антрополог Э.Тэйлор предложил такое определение: культура – это «целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».1 К середине XX в. существовало уже (по данным американских ученых А. Л. Кребера и К. Клакхона) 164 варианта определений культуры. Попутно заметим: более 70 формулировок процитировал в своей книге «Философия культуры» современный отечественный ученый М.С.Каган.
Не перечисляя всех дефиниций культуры, остановимся на той, которая в большей степени отражает дух современности и ближе других стоит к социологии. Этому соответствует определение, данное В. М. Межуевым: «Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».2
В широком смысле слова культурой следует считать «общий объем творчества человечества» (мысль Д.Л.Андреева в его труде «Роза мира»),
в узком – духовные ценности общества: знания, язык, искусство, мифы, религии, моральные и правовые нормы, мировоззрение и т.д. Культура выступает в этом смысле как «царство духа», вместилище духовных, моральных, эстетических образцов.
Социологический подход к культуре несколько отличается от общего (культурологического). Общий подход дает интегративное знание о культуре, изучает культуру как целостность, ее теорию, историю, художественно-просветительскую, антропологическую, семиотическую стороны. А социологию интересуют закономерности развития культуры и формы их реализации в общественной жизни, роль культуры в функционировании и развитии общества. В рамках социологии имеется отраслевая дисциплина «Социология культуры». Она рассматривает строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами, объединяет различные элементы культуры в систему, воздействующую на личность, социальные группы, общество в целом. Культура выступает здесь как мера гуманизации и гармонизации общества, она во многом определяет социальные процессы, чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе. Социология отбирает в содержании культуры, в первую очередь, то, что способно выполнять функцию социальной ориентации в обществе, совершенствовать систему отношений между человеком и природой, человеком и оществом, человеком и человеком.1
Параллельно с понятием «культура» с античных времен используется понятие «цивилизация». В научный оборот в полной мере оно входит с середины XVIII в. Происходит от латинского слова «civilis» - гражданский, государственный, имеет следующие смысловые оттенки:
- синоним культуры в узком смысле – материальной культуры;
- уровень, ступень развития материальной и духовной культуры
(античная цивилизация, постиндустриальная и т.д.);
- этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством
(Л.Морган, Ф.Энгельс).
В настоящее время приоритет имеет точка зрения, связывающая цивилизацию с предметным ресурсом культуры и признающая ее противоречивое единство с культурой. Цивилизация указывает, прежде всего, на материальность, технологичность, практичность, а культура, в первую очередь, - на ценность, а затем уже на функциональность, технологичность и т.п. Ряд специалистов, следуя позиции О.Шпенглера и Н.А.Бердяева, считает цивилизацию завершающей, технологической и «безбожной» стадией в развитии культуры, этапом ее умирания, видит в ней угрозу человечества в связи с неконтролируемым научно-техническим прогрессом. Думается, что это крайность. Значение цивилизации трудно переоценить.
«Цивилизация является той ступенью общественного развития , - писал Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе»1. Цивилизация, как видим, сопряжена с высоким уровнем производительных сил, науки, техники, товарного производства, транспорта и т.п. В современной трактовке «цивилизация» - воплощение материально- производственной стороны общественной жизни, уровень материального и духовного развития общества, стадия культурно-технического прогресса человечества, тот или иной исторический тип общества со свойственной ему культурой. Цивилизации различаются не по эпохе (в одну и ту же историческую эпоху могут быть абсолютно непохожие цивилизации), а по духовной культуре, являющейся как бы «питательным раствором» для всех цивилизаций. Реализация творческих сил человека возможна лишь в единстве культуры и цивилизации. Итак, культура и цивилизация не должны противопоставляться. Они между собой неразрывно связаны, хотя цивилизация появляется после культуры.
Основные признаки культуры:
- все возделанное человеком, а не природой;
- порождение сознания;
- образец деятельности;
- средство социализации личности;
- носитель гуманизма.
Культура - сложное по структуре явление. К структуре культуры существуют разные подходы. В частности, в американской социологической литературе выделяются следующие основные элементы культуры:
1.Понятия (концепты), содержащиеся в языке и помогающие людям организовать и упорядочить свою жизнь, научиться в ней ориентироваться. Язык служит сплочению общества, способствует пониманию друг друга, координации совместных действий. Язык выступает системой коммуникации и использует в качестве средств передачи информации звуки и символы.
2.Отношения – взаимосвязи между людьми с помощью понятий. Это помогает осознать, из чего состоит мир, как различные явления связаны друг с другом в пространстве и времени.
3.Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и которые составляют основу нравственных принципов (например, 10 заповедей в христианской морали). Ценности дают критерии оценки действий, идей, мнений, предметов и составляют главное в культуре.
4.Нормы (правила) – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры, выражающий представления о должном, желательном. В отличие от ценностей в нормах присутствует приказной момент, требующий обязательного выполнения конкретного правила1.
По мнению известного английского социолога Э.Гидденса, культура включает в себя:
а) ценности, носителями которых являются члены определенной социальной группы;
б) нормы, которым они следуют – определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать, нормы представляют собой «можно» и «нельзя» социальной жизни;
в) материальные блага, производимые людьми и представляющие для них ценность;
г) виды творческой деятельности: искусство, литература, музыка, живопись и т. д,
д) образ жизни членов данного общества: их привычки, обычаи, манера одеваться, брачные ритуалы и семейная жизнь, религиозные церемонии, трудовая деятельность, проведение свободного времени1.
Отечественные социологи также относят культуру к основным социологическим понятиям и включают в число базовых элементов культуры, прежде всего, ценности, в которых в концентрированном виде выражается смысл культуры, ее внутренний стержень, духовная квинтэссенция потребностей и интересов индивидов и социальных общностей, мотиваторы социального действия и поведения. Наряду с ними называются также нормы – императивное выражение ценностей; язык, верования, обычаи, техника, другие аспекты культуры (наука, искусство, философия, литература, политика)2.
Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции, поэтому многие считают, что на Земле нет ничего драгоценнее и священнее культуры. Прежде всего, надо отметить функцию социализации человека. Ее можно назвать также и человекотворческой, гуманистической функцией. Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурного опыта в виде социальных норм , ценностей, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций, верований и т.п. Тот же смысл имеет термин «инкультурация», обозначающий процесс вхождения индивида в социокультурную систему. Он используется преимущественно в американской социологии. Тесно связана с социализацией ценностно-ориентационная функция культуры, которая вооружает комплексом духовных детерминант (определителей) деятельности отдельной личности или социальных групп. С их помощью обозначаются жизненные цели, программы и методы их достижения. В основе ценностных ориентаций лежат потребности, интересы, мотивы, установки, идеалы, стереотипы, знания, представления, переживания людей. Примыкает к ценностно-ориентационной функции нормативно-регулирующая, или управленческая. Ее задача – следить средством социального контроля за поведением человека. Назначение культурной нормы как регулятора поведения состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных вольностей, аффектированных психологических состояний, необоснованных мотивов деятельности и пр.
Важную роль играет коммуникативная функция культуры. Она закрепляет связь личности и общества, обеспечивает адекватность взаимопонимания в процессе социального общения, устанавливает связь времен, закрепляет прогрессивные традиции, проводит отбор самого культурного материала для тиражирования. Практически составной частью предыдущей функции является информационная. Чаще они употребляются вместе как единая коммуникативно-информациионная функция, выполняя задачу трансляции социального опыта, то есть передачи культуры в форме информации (знаний, норм, ценностей, традиций, теорий и т.п.) от поколения к поколению, от человека к человеку, группе, обществу и обратно, между группами, этносами, нациями.
Непреходящее значение имеет интегративная (объединяющая) функция культуры. Она идентифицируют людей , принадлежащих к одной нации, религии, социальной группе, приобщает их к культурному наследию прошлых поколений, способствуют постоянному духовному обогащению. А в конечном счете обеспечивает культурно-историческое и духовное единство общества. Особенно велика роль этой функции в «смутное время», в периоды социальных кризисов и разломов, а также в процессе трансформации – смене социокультурных сфер (П.А.Сорокин). Культура в эти тяжелые времена, как и общество, дезориентирована, дезинтегрирована. Поэтому многое зависит от мобилизующей силы культурно-государственной идеи в целях сохранения целостности общества и спасения базовых культурных ценностей от разрушения или подмены.
Иногда среди прочих называют функцию образования и воспитания. Она помогает формированию одухотворенной, ответственной, управляемой личности, настроенной на сознательную деятельность, овладевшей научными знаниями. Но отдельно ее можно не выделять, так как она фактически поглощена рассмотренными выше функциями.
При характеристике культуры следует обратить внимание на принципы – ее теоретические исходные положения. Первый принцип - принцип преемственности - выступает как объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития. На основе данного принципа действует так называемый «культурный консерватизм» - течение, утверждающее ценность и своеобразие национальной культуры и ставящее своей задачей сохранение в ней образцов «высокой культуры», которая не только сама по себе уже самоценна, но является вместе с тем одним из главных средств социальной, политической стабильности данного общества.
Второй принцип – единство материальной и духовной культуры. По другому и быть не может: материальная культура – воплощенная в форму вещи духовность человека, своего рода «хранилище» духовного. А духовная культура – совокупный духовный опыт человека, представленный в предметно-вещественной форме (книга, картина, кинопленка и т.п.), в акте творческой деятельности( лекция, спектакль, концерт и т.п.) и связанный, как правило, с компонентами материальной культуры. В реальной жизни эти стороны культуры слиты.
Третий принцип дополняет второй: проникновение культуры во все сферы социальной жизни, что указывает на ее творческий характер. Она объективируется как в вещественно-предметных, так и в символически-знаковых продуктах деятельности (чертежи, ноты, алфавит и пр.).
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, к самовоспроизводству. Этот процесс протекает в основном в трех формах:
а) спорадической, стихийной, неосознанной;
б) полусознательной – метод проб и ошибок;
в) сознательной, связанной с инновациями, научным расчетом и
контролем.
Пятый принцип – взаимодействие культур. Оно может происходить
как внутри одной отдельно взятой культуры (между поколениями, классами, нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах человечества – социокультурные системы и суперсистемы (Запад и Восток). В ходе взаимодействия происходят процессы ассимиляции (культурного поглощения), аккомодации (вынужденного приспособления),культурного отбора (избирательного добровольного освоения другой культуры).
Шестой принцип – зависимость типа культуры от природных и
искусственных условий жизни общества и его обратное влияние на их изменение.
Седьмой принцип – неравномерность развития культуры; с одной
стороны, наблюдается несовпадение расцвета или упадка культуры в сравнении с другими сферами, например, с экономической, политической; с другой стороны, неравномерно развиваются виды культуры - нравственная отстает, а политическая вырывается вперед.
Указанные принципы можно считать закономерностями развития культуры, то есть объективными, повторяющимися, существенными связями между явлениями и процессами в данной области.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии